+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.02.2020 17:01:22
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Зарплаты в РЖД: волатильность корпоративной культуры

ОАО «РЖД» и отраслевой профсоюз анонсировали очередную индексацию заработной платы сотрудников компании, назначенную на 1 марта. В этот день жалованье железнодорожников будет проиндексировано на 2%. Процесс индексации в госкомпании привязан к уровню инфляции в экономике страны. Коллективный договор подразумевает индексацию зарплаты не менее двух раз в год. Впрочем, привязка к инфляции вряд ли коснется топ-менеджеров госкомпании, чьи доходы регулярно растут. 
Сообщения о повышении величины минимальных ставок оплаты труда для работников компании появляются на ресурсах ОАО «РЖД» постоянно. Точкой отсчета являются публикуемые Минфином данные о годовой инфляции. В 2019-м она оказалась рекордно низкой и составила всего 3%. Напомню, за 2018 год инфляция подросла на 4,2%, что привело к индексации зарплаты работников в общей сложности на 3,7%. В конце прошлого года сообщалось, что рост реальной заработной платы в РЖД по итогам 2019 года составит 1,3%, в целом же за год зарплата была проиндексирована 3 раза в общей сложности на 6%. При этом ранее планировалось, что в прошлом году размер зарплаты будет проиндексирован только 2 раза.

«С 1 марта часовая тарифная ставка рабочего первого разряда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, в ОАО «РЖД» составит 53,61 руб. Минимальная заработная плата сотрудников компании, полностью выполнивших за месяц нормы рабочего времени и труда, не должна быть ниже 12 130 руб. – это минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в РФ с 1 января 2020 года», – говорится в пресс-релизе. При этом если региональный МРОТ выше этого уровня, то размер минимальной заработной платы в компании не должен быть ниже его.

Еще в конце прошлого года грядущее весеннее повышение окладов 2020 года прогнозировалось на уровне 2,2%. Однако уровень годовой инфляции и прогноз Минэкономразвития, согласно которому уровень инфляции в I квартале года составит 1,1%, привел к итоговой цифре в 2%. В ОАО «РЖД» уже отметили, что индексация зарплаты превысит прогнозируемый уровень инфляции. Пресс-релиз компании сообщает, что в департаменте по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» уже просчитали, что индексация сверх инфляции будет способствовать повышению конкурентоспособности заработной платы работников компании. Кроме этого, в компании подчеркивают, что уровень средней заработной платы работников ОАО «РЖД» превышает средние региональные уровни.

Получается, что если в Саратовской области на начало 2020 года средняя зарплата была 26 тыс. руб., в Иркутской – 45 тыс., в Мурманской – 43 тыс., то на предприятиях подчинения ОАО «РЖД», расположенных в пределах этих территорий, данный показатель будет выше. Это, конечно, является положительным фактом.

Кроме того, внутри ОАО «РЖД» уровень ставок также серьезно отличается в зависимости от принадлежности к службе, профессии, месту работы. Так, среди рабочих профессий больше всех получают машинисты локомотивов, на последних местах слесаря или рабочие дистанций пути. В то же время машинисты, работающие в Москве, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, получают больше своих коллег в Европейской части страны.

Впрочем, цель нашей статьи не обзор доходов представителей железнодорожных профессий на сети РЖД. Да и разница в доходах машинистов разных дорог не столь ошеломляюща, как между топами и рядовыми сотрудниками. Принципы формирования заработной платы в ОАО «РЖД» серьезно различаются в зависимости от должности работника и не всегда зависят от общих результатов работы компании. Взять хотя бы ее руководителя.

В 2018 году генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров озвучил уровень средней зарплаты по компании за 2017 год – 50,2 тыс. руб. По данным одного из профильных сайтов, посвященных трудоустройству, в 2019-м она выросла до 55 тыс. руб. Можно увидеть, что за 2 года рост составил около 10%. При этом рост доходов, вызванный индексацией, не должен был превысить 7–8%. Откуда взялись еще несколько процентов? Скорее всего, за счет повышения зарплат руководителей компании разного уровня.

Хотя их доходы складываются не только из окладов, но и из премиальных выплат, размер которых определяется решениями совета директоров. 

Эффективность работы компании оценивается по объективным показателям, среди которых наиболее важные чистая прибыль и производительность труда. В 2017 году производительность труда выросла в ОАО «РЖД» на 9,2%, в 2018 на 10%, в 2019 рост составил около 5%. В компании всячески подчеркивают, что уровень заработной платы зависит не только от инфляции, но и от производительности труда. При этом он не может расти быстрее, чем производительность. Но на практике этот принцип применяется только к рядовым сотрудникам, а не ко всему коллективу.

Производительность труда в ОАО «РЖД» в среднем, согласно данным компании, растет на 9–10% в год. Чистая прибыль в последние годы тоже растет. Например, в 2017-м чистая прибыль по РСБУ составила 17,5 млрд руб., в 2018-м – 18,4 млрд, за 2019-й она будет еще больше, хотя бы из-за рекордных показателей прибыли дочерних обществ в 98,5 млрд руб., о которых уже объявлено.
Генеральный директор за 2017 год заработал по основному месту работы 154,38 млн руб., за 2018-й – 191,65 млн руб. Данных за 2019-й еще нет, но если зарплата руководителя будет расти таким же образом (+24%) как и в прошлом году, то она составит около 235 млн руб.

На самом деле доходы членов правления ОАО «РЖД» растут еще более быстрыми темпами. По итогам I полугодия 2019-го компания увеличила выплаты правлению в 2,9 раза по сравнению с тем же периодом 2018-го, до 2,296 млрд руб., следует из ее собственного отчета. В частности, на заработную плату было выделено 472,261 млн руб. (рост на 46,5%), а на премии – 1,823 млрд руб. (рост в 3,8 раза). При этом итоговые выплаты правлению в сопоставимых условиях, то есть без учета выплат работникам, уволенным до окончания отчетного периода, составили 910,855 млн руб., увеличившись в 1,9 раза. Всего в правление компании входят 23 человека.

Интересно, что годовой доход среднего работника компании составил в 2017 году 602 тыс. руб. Это меньше, чем генеральный директор зарабатывал за один рабочий день, и в 255 раз меньше его годового дохода. Член совета директоров ОАО «РЖД» в 2016 году зарабатывал около 100 млн руб. в год.

Что же получается в итоге? Доход руководства компании рассчитывается согласно показателям KPI, которые утверждаются советом директоров и на основании которых определяются размеры премиальных выплат топ-менеджеров компании. Судя по доходам генерального директора, эффективность работы ОАО «РЖД» все время возрастает, что подтверждается ростом чистой прибыли. Спад погрузки и инфраструктурные проблемы сети дорог, которые признаются на правительственном уровне, на KPI вроде бы не влияют.

В то же время принципы формирования зарплат рядовых работников совершенно не привязываются к росту прибыли, повышению производительности труда и прочим показателям эффективности работы. Они зависят исключительно от инфляции. Получается, что KPI важен только для «генералов», а простые работники работают на постоянных условиях. Вроде бы есть система премирования, но она в компании очень нестабильна. На форумах железнодорожников полно душераздирающих историй о неоплачиваемых переработках и не выплаченных под разными предлогами премиях.

Конечно, я далек от левацких мыслей о том, что нужно все взять и поделить, и о том, что значение топ-менеджера и слесаря на чаше весов вклада в деятельность компании абсолютно равны. Тем не менее, следование в фарватере инфляции для одних и регулярный опережающий рост доходов для других не самый правильный пример для так дорожащей корпоративной культурой компании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions