+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.02.2020 17:01:22
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Зарплаты в РЖД: волатильность корпоративной культуры

ОАО «РЖД» и отраслевой профсоюз анонсировали очередную индексацию заработной платы сотрудников компании, назначенную на 1 марта. В этот день жалованье железнодорожников будет проиндексировано на 2%. Процесс индексации в госкомпании привязан к уровню инфляции в экономике страны. Коллективный договор подразумевает индексацию зарплаты не менее двух раз в год. Впрочем, привязка к инфляции вряд ли коснется топ-менеджеров госкомпании, чьи доходы регулярно растут. 
Сообщения о повышении величины минимальных ставок оплаты труда для работников компании появляются на ресурсах ОАО «РЖД» постоянно. Точкой отсчета являются публикуемые Минфином данные о годовой инфляции. В 2019-м она оказалась рекордно низкой и составила всего 3%. Напомню, за 2018 год инфляция подросла на 4,2%, что привело к индексации зарплаты работников в общей сложности на 3,7%. В конце прошлого года сообщалось, что рост реальной заработной платы в РЖД по итогам 2019 года составит 1,3%, в целом же за год зарплата была проиндексирована 3 раза в общей сложности на 6%. При этом ранее планировалось, что в прошлом году размер зарплаты будет проиндексирован только 2 раза.

«С 1 марта часовая тарифная ставка рабочего первого разряда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, в ОАО «РЖД» составит 53,61 руб. Минимальная заработная плата сотрудников компании, полностью выполнивших за месяц нормы рабочего времени и труда, не должна быть ниже 12 130 руб. – это минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в РФ с 1 января 2020 года», – говорится в пресс-релизе. При этом если региональный МРОТ выше этого уровня, то размер минимальной заработной платы в компании не должен быть ниже его.

Еще в конце прошлого года грядущее весеннее повышение окладов 2020 года прогнозировалось на уровне 2,2%. Однако уровень годовой инфляции и прогноз Минэкономразвития, согласно которому уровень инфляции в I квартале года составит 1,1%, привел к итоговой цифре в 2%. В ОАО «РЖД» уже отметили, что индексация зарплаты превысит прогнозируемый уровень инфляции. Пресс-релиз компании сообщает, что в департаменте по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» уже просчитали, что индексация сверх инфляции будет способствовать повышению конкурентоспособности заработной платы работников компании. Кроме этого, в компании подчеркивают, что уровень средней заработной платы работников ОАО «РЖД» превышает средние региональные уровни.

Получается, что если в Саратовской области на начало 2020 года средняя зарплата была 26 тыс. руб., в Иркутской – 45 тыс., в Мурманской – 43 тыс., то на предприятиях подчинения ОАО «РЖД», расположенных в пределах этих территорий, данный показатель будет выше. Это, конечно, является положительным фактом.

Кроме того, внутри ОАО «РЖД» уровень ставок также серьезно отличается в зависимости от принадлежности к службе, профессии, месту работы. Так, среди рабочих профессий больше всех получают машинисты локомотивов, на последних местах слесаря или рабочие дистанций пути. В то же время машинисты, работающие в Москве, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, получают больше своих коллег в Европейской части страны.

Впрочем, цель нашей статьи не обзор доходов представителей железнодорожных профессий на сети РЖД. Да и разница в доходах машинистов разных дорог не столь ошеломляюща, как между топами и рядовыми сотрудниками. Принципы формирования заработной платы в ОАО «РЖД» серьезно различаются в зависимости от должности работника и не всегда зависят от общих результатов работы компании. Взять хотя бы ее руководителя.

В 2018 году генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров озвучил уровень средней зарплаты по компании за 2017 год – 50,2 тыс. руб. По данным одного из профильных сайтов, посвященных трудоустройству, в 2019-м она выросла до 55 тыс. руб. Можно увидеть, что за 2 года рост составил около 10%. При этом рост доходов, вызванный индексацией, не должен был превысить 7–8%. Откуда взялись еще несколько процентов? Скорее всего, за счет повышения зарплат руководителей компании разного уровня.

Хотя их доходы складываются не только из окладов, но и из премиальных выплат, размер которых определяется решениями совета директоров. 

Эффективность работы компании оценивается по объективным показателям, среди которых наиболее важные чистая прибыль и производительность труда. В 2017 году производительность труда выросла в ОАО «РЖД» на 9,2%, в 2018 на 10%, в 2019 рост составил около 5%. В компании всячески подчеркивают, что уровень заработной платы зависит не только от инфляции, но и от производительности труда. При этом он не может расти быстрее, чем производительность. Но на практике этот принцип применяется только к рядовым сотрудникам, а не ко всему коллективу.

Производительность труда в ОАО «РЖД» в среднем, согласно данным компании, растет на 9–10% в год. Чистая прибыль в последние годы тоже растет. Например, в 2017-м чистая прибыль по РСБУ составила 17,5 млрд руб., в 2018-м – 18,4 млрд, за 2019-й она будет еще больше, хотя бы из-за рекордных показателей прибыли дочерних обществ в 98,5 млрд руб., о которых уже объявлено.
Генеральный директор за 2017 год заработал по основному месту работы 154,38 млн руб., за 2018-й – 191,65 млн руб. Данных за 2019-й еще нет, но если зарплата руководителя будет расти таким же образом (+24%) как и в прошлом году, то она составит около 235 млн руб.

На самом деле доходы членов правления ОАО «РЖД» растут еще более быстрыми темпами. По итогам I полугодия 2019-го компания увеличила выплаты правлению в 2,9 раза по сравнению с тем же периодом 2018-го, до 2,296 млрд руб., следует из ее собственного отчета. В частности, на заработную плату было выделено 472,261 млн руб. (рост на 46,5%), а на премии – 1,823 млрд руб. (рост в 3,8 раза). При этом итоговые выплаты правлению в сопоставимых условиях, то есть без учета выплат работникам, уволенным до окончания отчетного периода, составили 910,855 млн руб., увеличившись в 1,9 раза. Всего в правление компании входят 23 человека.

Интересно, что годовой доход среднего работника компании составил в 2017 году 602 тыс. руб. Это меньше, чем генеральный директор зарабатывал за один рабочий день, и в 255 раз меньше его годового дохода. Член совета директоров ОАО «РЖД» в 2016 году зарабатывал около 100 млн руб. в год.

Что же получается в итоге? Доход руководства компании рассчитывается согласно показателям KPI, которые утверждаются советом директоров и на основании которых определяются размеры премиальных выплат топ-менеджеров компании. Судя по доходам генерального директора, эффективность работы ОАО «РЖД» все время возрастает, что подтверждается ростом чистой прибыли. Спад погрузки и инфраструктурные проблемы сети дорог, которые признаются на правительственном уровне, на KPI вроде бы не влияют.

В то же время принципы формирования зарплат рядовых работников совершенно не привязываются к росту прибыли, повышению производительности труда и прочим показателям эффективности работы. Они зависят исключительно от инфляции. Получается, что KPI важен только для «генералов», а простые работники работают на постоянных условиях. Вроде бы есть система премирования, но она в компании очень нестабильна. На форумах железнодорожников полно душераздирающих историй о неоплачиваемых переработках и не выплаченных под разными предлогами премиях.

Конечно, я далек от левацких мыслей о том, что нужно все взять и поделить, и о том, что значение топ-менеджера и слесаря на чаше весов вклада в деятельность компании абсолютно равны. Тем не менее, следование в фарватере инфляции для одних и регулярный опережающий рост доходов для других не самый правильный пример для так дорожащей корпоративной культурой компании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions