+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.11.2016 11:20:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в октябре 2016 года

По данным ОАО «РЖД», в октябре 2016 года на сети было погружено 103,4 млн т грузов, что на 3,3% меньше, чем в октябре 2015-го. Погрузка во внутрироссийском сообщении в октябре 2016 года снизилась на 6,8%, в экспортном, напротив, возросла на 3,7%. Отраслевые эксперты еще летом текущего года характеризовали тренд на увеличение погрузки как неустойчивый, и, к сожалению, эти прогнозы подтвердились на практике. Однако благоприятные изменения, связанные с наращиванием погрузки средне- и высокодоходных грузов, внушают надежду на благополучное завершение года.
Низкодоходные просели
В октябре 2016-го сокращение общесетевой погрузки произошло в основном за счет снижения низкодоходных грузов, которые просели на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, каменного угля в октябре погружено 28 млн т (-4,5%), строительных грузов – 12 млн т (-11,9%), руды железной и марганцевой – 8,9 млн т (-5,4%), цемента – 2,3 млн т (-14,5%). План погрузки по основной железнодорожной номенклатуре – каменному углю – не выполнялся практически с начала месяца. Например, по состоянию на 13.10.2016 г. вместо запланированных 936,4 тыс. т в сутки на сети грузилось 902,7 тыс. т, то есть на 3,6% меньше плана и на 4,6% ниже показателей сопоставимого периода 2015 года. Невыполнение плана регистрировалось и в третьей декаде октября. Так, по состоянию на 20.10.2016 г. вместо запланированных 936,4 тыс. т в сутки на сети грузили 904,9 тыс. т, то есть на 3,4% меньше плана и на 5% ниже показателей сопоставимого периода 2015-го.
По мнению отраслевых экспертов, причины снижения погрузки угля заключались в основном в нехватке порожних полувагонов под погрузку, в первую очередь в Кузбассе. Однако в октябре начальник управления движением Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» (ЦД) Анатолий Кужель заявил о том, что дефицит универсального подвижного состава в данном регионе исчерпан. Он подчеркнул, что, по информации на 18.10.2016 г., Западно-Сибирская железная дорога перевыполнила план погрузки на 0,5%. Напомним, что сложности с отгрузкой угля начались еще в июле текущего года. Тогда основной проблемой стал внезапный и длительный ремонт, перегоны Западно-Сибирской железной дороги были закрыты на 8 суток. Другая причина – острая нехватка полувагонов. В итоге порожний подвижной состав для компаний Кузбасса не поставляли, угольщики не выполнили план перевозок на Дальний Восток и, следовательно, недополучили прибыль. Однако обострилась ситуация в начале октября, когда добывающие компании перестали выполнять план по вывозу угля из-за отсутствия вагонов под погрузку, по их данным, в среднем на 10%. «Сегодня (на 18.10.2016 г. – Прим. ред.) в данном регионе избыток полувагонов, – уточнил А. Кужель. – Дефицит возник из-за того, что операторы нашли более выгодные контракты. Взаимодействие операторов и грузоотправителей определено нынешним состоянием рынка. Российские железные дороги, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее перевести заадресованный оператором вагон грузоотправителю, что мы и делаем. Более того, в этом году нам удалось ускорить оборот полувагона почти на сутки по сравнению с прошлым годом».
Отметим, что дефицит вагонов в регионе возникал не только в этом году. За последние 10 лет глава Кемеровской области Аман Тулеев не раз просил урегулировать проблемы с отгрузкой угля как федеральные власти, так и РЖД.
Еще одна октябрьская новелла в сфере перевозок продукции угольной отрасли – возвращение экспортной надбавки в 13,4% на перевозки энергетического угля. До конца года уголь пойдет на экспорт на общих основаниях с остальными грузами. Напомним, что скидка к надбавке была введена в 2015 году на основании того, что цена на уголь опустилась ниже $50. «Когда устанавливали понижающий коэффициент на перевозку энергетических углей, мы основывались на падении цен и в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках установили понижающий коэффициент 1,3% к базовому тарифу. Учитывая то, что сейчас конъюнктура цен изменилась, было принято такое решение», – пояснила начальник управления тарифной политики ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» Ирина Ажикина. Отметим, что сегодня стоимость угля на мировом рынке составляет около $70, при этом с начала года цены на европейском угольном рынке выросли на 46,3%. По мнению И. Ажикиной, если в целом проанализировать затраты предприятий на поставку продукции по текущему году, то повышение тарифов в ноябре, когда фактически вступит в силу отмена коэффициента, будет не столь чувствительным. Производители угля известие о повышении стоимости перевозок восприняли мужественно и в беседе с РЖД-Партнером прокомментировали, что это не скажется на объемах запланированных до конца года отправок. Однако от подробных комментариев отказались, мотивируя это тем, что изучают информацию.
Рост железнодорожной погрузки строительных грузов сменился снижением еще в сентябре 2016 года, в октябре негативный тренд усилился. При этом в последние месяцы фиксируется спад производства строительных материалов (за исключением нерудных) по причине нестабильности и неопределенности перспектив развития строительного комплекса России, а также недостаточной инвестиционной активности в этой отрасли и в основных потребляющих отраслях.

Погрузка высоко- и среднедоходных грузов увеличивается
Высокодоходные номенклатуры (в основном третьего тарифного класса) в октябре 2016 года показали снижение на 1%, а отправка среднедоходных грузов увеличилась на 1,4%. При этом немного подросла погрузка нефти и нефтепродуктов – на 0,5% (до 19,4 млн т), химических и минеральных удобрений – на 2,3% (до 4,4 млн т), лома черных металлов – на 6% (до 1,6 млн т). Схожая динамика наблюдалась и в первой половине месяца. Например, за 13 дней октября 2016-го было погружено 12,5 млн т высокодоходных грузов, что на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошло года. Но это произошло не за счет основных номенклатур (нефти и черных металлов), а благодаря существенному росту погрузки более мелких позиций (бумаги, метизов, машин и автомобилей). По состоянию на 20.10.2016 г. ситуация в данных сегментах также выглядела благополучной: погрузка в высоко- и среднедоходном сегментах возросла на 0,8 и 4,7% соответственно. Однако в сегменте высокодоходных грузов динамика была неравномерной. Так, погрузка нефти и нефтепродуктов за 20 дней октября 2016 года возросла на 0,3% (до 12,2 млн т), грузов в контейнерах – на 22,2% (до 1,4 млн т). При этом снизилась погрузка черных металлов – на 2,9% (до 3,6 млн т), а также химикатов и соды – на 2,8% (до 1,3 млн т).
Причины снижения погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД достаточно хорошо известны – это конкуренция с трубопроводным транспортом и введение налогового маневра в отрасли. Однако представители перевозчика надеются, что локальные меры тарифного характера помогут удержать часть таких грузов на сети. В частности, снижение железнодорожных тарифов может привлечь нефтепродукты в российские порты Балтики. Так, нынешней осенью ОАО «РЖД» ввело скидку в 25% на транзитные перевозки нефтепродуктов со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги. Понижающий коэффициент 0,75 распространяется на перевозки бензина, дизельного топлива и мазута в цистернах. Дисконт будет действовать до конца 2018 года.
Отметим, что до сих пор нефтепродукты из Белоруссии в направлении портов РФ практически не поступали. Аналитик Райффайзенбанка по нефти и газу Андрей Полищук считает, что за счет введения скидки в 25% тарифы стали сопоставимы и данная мера позволит компенсировать более длинный маршрут. «Размер скидки и был рассчитан с учетом того, что транспортировка в российские порты Балтийского бассейна окажется или сопоставимой, или даже более выгодной. В любом случае за счет введения понижающего коэффициента удастся нивелировать расстояние, которое по российской территории длиннее на 40%», – отмечает аналитик.
Более того, по оценке ряда экспертов, даже при дисконте дополнительные объемы могут принести монополии порядка 8 млрд руб. К тому же ОАО «РЖД» заинтересовано в перетягивании грузопотоков на фоне ухода нефтеналивных грузов на трубопроводы.
Кроме того, в начале года ОАО «РЖД» отменило экспортную надбавку к тарифу в 13,4% на экспортные перевозки черных металлов, которая была введена в конце 2014-го. «Частично эта мера позволила сохранить нашим партнерам объемы перевозок и отдельные рынки сбыта», – подчеркнул первый вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек. В настоящее время договоры на применение понижающих коэффициентов и выполнение гарантированных объемов экспортных перевозок черных металлов заключены с такими крупными холдингами, как ООО УК «Металлоинвест», ОАО «ММК», ООО «ТК «ЕвразХолдинг», ООО «УГМК-Холдинг» (ПАО «Тулачермет»), ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Амурметалл», ПАО «Синарский трубный завод» и др.
Напомним, также, что в РЖД еще в сентябре были приняты решения о введении понижающих коэффициентов в рамках тарифного коридора по ряду других средне- и высокодоходных грузов до 31 декабря 2016 года включительно. В частности, это касается понижающего коэффициента 0,855 на отправки пива на расстояния от 961 до 3 тыс. км с 12 станций железных дорог и для внутрироссийских перевозок лома черных металлов в полувагонах в направлении ст. Навашино в объеме не менее 635 тыс. т в 2016 году (0,939).

Контейнерные отправки растут
В октябре 2016 года погрузки товаров в контейнерах на сети РЖД выросли на 16% (до 2,2 млн т). При этом положительная динамика в данном сегменте устойчиво поддерживается с начала года: в сентябре по сравнению с аналогичным периодом 2015-го рост погрузки в контейнерах составил 13,9% (до 2,1 млн т), в августе – 13,1% (до 2,2 млн т), июле и июне – 14,1 и 12,3% соответственно, наивысший показатель роста регистрировался в апреле текущего года – 15,8%, хотя еще в январе он равнялся 4,6%. Позитивная динамика в сегменте контейнерных перевозок просматривается и в деятельности отдельных участников рынка. Так, в октябре текущего года АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» отправило 152 контейнерных поезда, следующих транзитом из Китая в Европу и обратно. Всего же с начала года через станции Достык/Алтынколь – Брест из Китая в Европу и в обратном направлении проследовало 912 поездов. Объем перевозок контейнеров ОТЛК по итогам 10 месяцев превысил 81 тыс. TEU. Отправка поездов осуществляется в среднем порядка 20 раз в неделю, скорость следования превышает 1 тыс. км/сут. Кроме того, объем перевозок ОТЛК еще в сентябре достиг 11 264 TEU. Это рекордный показатель с начала операционной деятельности компании. «Прогнозируемый объем перевозок по итогам 2016 года оценивался нами примерно в 90 тыс. TEU, и если в начале года многие сомневались в достижении данного показателя, то сейчас преодоление компанией этого условного рубежа уже не вызывает сомнений», – подчеркнул президент АО «ОТЛК» Алексей Гром.

Сервис для грузовладельца
Инициативы перевозчика по оптимизации обслуживания малых и средних грузоотправителей (а это именно та группа клиентов, которая в первую очередь покидает железнодорожный транспорт в пользу автомобильного) в целом достаточно хорошо известны. Это упрощение документооборота, создание единых окон для обращений в рамках СФТО и т. д. Однако есть и новости, свидетельствующие о развитии сферы услуг. В частности, недавно стало известно о том, что ЦФТО ОАО «РЖД» вместе с ФАС России реализуют проект электронной торговой площадки для работы с малыми грузоотправителями. По словам главного конструктора компании «ИнтэлЛекс» Николая Бузурнюка, данная площадка является новой системой с упрощенным контентом. «Она будет особенно удобна малым грузоотправителям, которые не имеют своей инфраструктуры, – пояснил он. – С помощью новой системы компании смогут получать предложения по перевозке грузов полностью в электронном виде, минуя бюрократические формальности». Предполагается, что по мере реализации проекта такая площадка может заинтересовать и крупных грузовладельцев.
Таким образом, перевозчик работает не только над тарифными решениями, но и над другими вариантами привлечения грузоотправителей. Эти действия фиксируют и участники рынка. «Готовность топ-менеджмента ОАО «РЖД» обсуждать и корректировать свою стратегию ценообразования, прислушиваться к мнению грузоотправителей является положительной тенденцией для железнодорожной логистики, – отмечает генеральный директор ПАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим. – Мы по собственному опыту предоставления операторских услуг понимаем, что тарифы для разных категорий грузовладельцев должны формироваться индивидуально – по результатам изучения и анализа конкретных ситуаций: категории груза, типа подвижного состава, дальности маршрута и т. д.». По мнению Д. Пурима, сейчас РЖД фактически признали, что готовы перейти от теоретических рассуждений о повышении клиентоориентированности к практическим действиям, искать совместные решения, идти на компромиссы. «Для экономики и логистической отрасли это хороший сигнал», – считает эксперт. Что ж, будем надеяться, что подобные шаги скажутся на итогах работы сети за 2016 год и отставание, отмеченное в октябре, будет скорректировано.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions