+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2017 12:15:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

А был ли повод для жалоб?

Как сообщает РБК, в середине ноября общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» направила в правительство РФ и ОАО «РЖД» письмо с просьбой решить проблему дефицита грузовых вагонов. По оценкам ИПЕМ, в сентябре – октябре дефицит вагонов достигал 16–17 тыс. ед., но уже с ноября начал снижаться.
А был ли повод для жалоб?
Во-первых, важно понимать, что речь сейчас идет не о фактическом отсутствии вагонов, а об отсутствии вагонов по цене, которую грузоотправители считают оптимальной. ИПЕМ проводил в середине ноября опрос рынка: 70% респондентов назвали критическим увеличение ставок операторов на уровне до +20% по отношению к Прейскуранту № 10–01. По оценкам ИПЕМ, ставки операторов уже несколько месяцев стабильно превышают этот рубеж, в ряде случаев – в 2 раза. Проводя параллель, можно сказать, что хлеб в булочной есть, но за 40, а не за 20 руб.

Во-вторых, железнодорожный транспорт – это в основном массовые перевозки сырьевых грузов. В данной сфере работают преимущественно крупные компании, но отсутствие дешевых вагонов порой существенно бьет по узкопрофильным грузоотправителям – производителям щебня, зерна и пр. Компании, системно работающие с железнодорожным транспортом, подписывают долгосрочные контракты, где условия предполагают фиксированную стоимость услуг. Тем, кто не использует долгосрочную контрактовку (при этом операторы давно призывают грузоотправителей к переходу на такой формат взаимодействия), приходится работать на спотовом рынке, где ставки могут быть как выше (из-за высокого спроса), так и ниже ставок, фиксируемых в долгосрочных контрактах. Но это законы рынка, и интересно, какие бы шаги предпринимались, если ставка на спотовом рынке оказалась ниже прописанной в долгосрочных контрактах: тоже бы писались жалобы, что груз предлагают везти по несправедливой цене?

В-третьих, в России до сих пор в законодательстве нет четких характеристик, определяющих малые и средние предприятия (МСП), а также социально значимые перевозки. Такой пробел не позволяет системно исправить создавшуюся ситуацию и избежать ее повторения в дальнейшем: у органов власти нет нормативной основы для регуляторного балансирования возникающих перекосов в структуре перевозок, а операторы имеют легальные основания самостоятельно решать, кого и по какой цене обслуживать. В результате сохраняется ручное управление, когда недовольные пишут письма в высокие инстанции, а те в авральном режиме и директивными методами пытаются закрыть локальную брешь, а не системно выправить процесс целиком. Итог – вынужденное административное воздействие на рыночную среду, негативно влияющее на инвестиционный климат.

В этом году ситуация осложнилась значительнейшим ростом погрузки – в результате ставки пошли вверх, а поступление новых вагонов на сеть всегда идет с небольшим лагом. Новые вагоны активно поступают на сеть – в этом году за три квартала выпущена 41 тыс. грузовых вагонов, что на 76% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Более того, жалобы на отсутствие вагонов были актуальны в августе – сентябре, когда наблюдался сезонный пик погрузки, а не на излете ноября. На данный момент ситуация нормализовалась и, по оценкам ИПЕМ, продолжит стабилизироваться. В любом случае, всем грузоотправителям целесообразнее переходить на долгосрочную контрактовку, так как это в интересах всех сторон: и ОАО «РЖД», и операторов, и грузоотправителей, и экономики в целом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions