Протяженность трассы Rail Balticа на территории Эстонии составит около 200 км, а ее стоимость оценена в €1 млрд. О ходе планирования и реализации проекта мы поговорили с координатором проекта в Эстонии Кристианом Каунисааре.
– Г-н Каунисааре, на каком этапе находится разработка Rail Balticа в вашей стране?
– Сейчас в Эстонии проводятся подготовительные работы, создаются уездные планировки, которые определяют точность железнодорожной трассы в трех уездах. На основе планировок можно начинать выкуп участков, так как 45% земель являются частной собственностью. Геотехнические измерения сейчас выполняются в основном на южных отрезках трассы, в Харьюмаа еще предстоит утвердить выбор маршрута. Только что закончился тендер в отношении компенсационных мер с целью обеспечить компенсации находящихся на маршруте железной дороги земель или зданий, строительства шумозащитных экранов и т. п. Также ведутся археологические исследования. Предварительное проектирование будет готово к 2018 году.
– Рядом с какими городами проляжет маршрут?
– Трасса пройдет около Таллина, запланированы еще остановки в Рапла и Пярну. Строительные работы начнутся в 2019-м, а срок завершения строительства железной дороги – 2025 год.
– Какие национальные интересы могут быть решены за счет строительства этой железной дороги?
– Rail Balticа – это международная железная дорога, которая соединит Эстонию с Центральной Европой, а также с соседними странами. Сегодня железнодорожное сообщение очень активно развивается, помимо Европы, еще, например, в Азии. Для Эстонии крайне важно быть составляющей такой сети, позволяющей перевозить пассажиров и грузы. Если мы хотим быть частью Европы, а не превратиться в окраину, следует мыслить масштабно.
Железная дорога позволит оживить сотрудничество предприятий Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, увеличит доступные бизнесу возможности. Сегодня многие международные предприятия обладают в Прибалтике едиными представительствами – в Таллине или Риге, и на перемещение между двумя городами у людей уходит очень много времени. Занимающая менее двух часов поездка до Риги заметно упростит им жизнь, сделает работу эффективнее, а сотрудничество – более тесным.
– Насколько важно для Эстонии наличие этой дороги в долгосрочной перспективе?
– Rail Balticа создаст в Эстонии новые рабочие места и принесет государству дополнительные налоговые поступления, оживит международную торговлю и поспособствует развитию сотрудничества между соседними странами. Несомненно, Rail Balticа позволит активизировать и железнодорожное движение в восточном направлении.
– Насколько эффективно, по-вашему, можно использовать трассу, инфраструктуру и логистику в целом?
– В следующем году будут готовы дополнительные расчеты окупаемости, но уже первоначальные цифры предсказывают стабильный денежный поток. Сегодня еще рано судить о прибыльности, поскольку мы живем в постоянно меняющемся мире, но помимо большого коммерческого значения, железная дорога важна для недопущения превращения Эстонии в окраину ЕС и для улучшения возможностей передвижения людей. Мировая практика показывает, что железная дорога приводит к появлению новых учреждений и предприятий. Возможности эстонского бизнеса увеличатся.
– Проектируя, учитывают ли в Эстонии текущую геополитическую ситуацию?
– Железная дорога прежде всего предоставляет возможности экономического развития и повышает степень свободы передвижения людей. Конечно, у каждой инфраструктуры есть и геополитическое влияние, но в отношении строительства новой железной дороги оно вторично по сравнению с экономическими целями. В любом случае геополитическое влияние будет позитивным.
– Как Вы полагаете, будут ли расти на этом направлении грузопотоки и пассажиропотоки?
– Rail Balticа сделает Таллин важным центром для путешественников, объединяющим Северные страны, Восточную Европу и Россию, в том числе три важных порта Балтийского моря. Это создаст дополнительные возможности для развития туризма. В ситуации, когда политика ЕС благоприятствует переводу грузопотоков с шоссе на более экологичные железные дороги, Rail Balticа обеспечит предприятиям важные дополнительные возможности. Исторически Эстония являлась точкой соединения между Востоком и Западом, а теперь окажется еще и на оси Север – Юг, что обеспечит важные преимущества занимающимся грузоперевозками предприятиям и операторам.
Анализ показывает, что грузовые потоки перейдут с шоссе на железные дороги.
Наталия Вострухова-Дон
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions