+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2016 13:14:12
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Продолжается обсуждение Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2020 года

Участники рынка транспортных услуг продолжают обсуждать обновленный проект Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2020 года (ЦМР). (подробности online

В ходе XI Международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» (г. Сочи, 1-3- июня 2016 г.) заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Василий Шипилов сообщил, что при разработке ЦМР ведомство, в первую очередь, стремилось изменить принципы субсидирования отрасли относительно существующих, четко увязав поступления доходов и направления их расходования. «Первое наше предложение - закрепить финансирование операционных затрат перевозчика за счет железнодорожных тарифов и финансирование тех проектов, которые не приносят РЖД дополнительной прибыли или даже приносят убытки, за счет средств федерального бюджета или иных государственных источников - во многом безвозвратно, - пояснил он. - Разумеется, коммерчески эффективные проекты РЖД может финансировать за счет собственных средств, в том числе, заемных». По мнению В. Шипилова, эта концепция укладывается в ранее предложенную идею по формированию сетевого контракта, поэтому в МЭР считают, что она имеет право на жизнь и будет поддержана.
Кроме того, по словам В. Шипилова, разработчики модели, изучив опыт, в основном, отечественный, считают, что в настоящих условиях любые процессы на рынке оперирования грузовыми вагонами должны носить эволюционный характер. «Это сформировавшийся полноценный рынок, который реагирует на все изменения: мы уже видели взлет и падение ставок на предоставление вагонов, сейчас наблюдаем, что при снижении платежеспособного спроса ставка нащупала дно, через какое-то время она пойдет вверх определенными темпами либо при вмешательстве государства либо без, - пояснил он. - Данный рынок, на наш взгляд, трогать не стоит, и все процессы на нем должны происходить по рыночным законам». С точки зрения разработчиков ЦМР, сейчас особенно важно соблюдение антимонопольного законодательства, контроль над соблюдением норм ценообразования и недопущение таких злоупотреблений, как отставление части парка от движения для роста цен. «Наверное, имеют определенную целесообразность действия по заданию минимального и максимального количества парка, но двигателем прогресса является конкуренция, а она возможна, только если у нас рынок покупателя, а не продавца», -- заключил В. Шипилов.
По мнению ведомства, самый важный вопрос, который поднимается в ЦМР, связан с либерализацией локомотивной тяги. «По оценкам РЖД, в перспективе ожидается существенный дефицит локомотивного парка, и для его ликвидации нужны закупки 500-700 локомотивов ежегодно, - отметил В. Шипилов. - Последние несколько лет эти закупки производились с помощью государственной поддержки, но деньги у государства не бесконечны, и нужны механизмы, которые позволили ли бы РЖД, с одной стороны, пополнить парк, а, с другой - не привести к каким-то негативным последствиям». По словам чиновника, вопрос можно рассматривать так: важен сам локомотивный парк, а не структура его владения. «Вероятно, РЖД может быть не единственным собственником локомотивного парка, но, формируя такие тезисы, мы не говорим о передаче этого парка в частные руки и необходимости либерализации рынка, - пояснил В. Шипилов. - Такая теория имеет право на жизнь, но мы можем говорить о том, что частный собственник эффективен только тогда, когда проверим это».
Для того чтобы поставить точку в споре, в ЦМР предлагается провести эксперимент, который упоминался и в предыдущей целевой модели. «В новой ЦМР мы предлагаем, не ломая существующей технологии, предоставить статус перевозчика отдельным компаниям на существующие маршруты собственных поездных формирований (СПФ) и посмотреть, насколько жизнеспособна эта модель», - уточнил представитель МЭР. Другим важным аспектом этой идеи является наличие условий равного хозяйствования, которые необходимы для чистоты эксперимента. «Мы хотим предложить выделение локомотивной составляющей в тарифе для того, чтобы можно было сопоставить соответствующие доходы и расходы и устранить возможность переманивания высококлассных грузов у РЖД», - добавил В. Шипилов. По его словам, выделение локомотивной составляющей также необходимо для того, чтобы избежать локальных оптимумов и усовершенствовать раздельный учет.
«Другим параллельным процессом, который позволит нам в ближайшее время избежать дефицита локомотивного парка, может быть создание частных локомотивных парков, - сообщил представитель МЭР. - Выделение локомотивной составляющей позволит инвестору увидеть прозрачный и понятный денежный поток, который создается локомотивом, а право владения им с последующей передачей позволит приобретать локомотивы у лизинговой компании при локомотивостроительных заводах и передавать их в ОАО «РЖД».
В целом МЭР придерживается подхода, который учитывает, что отечественная экономика проживает не лучшие времена, и необдуманные действия не позволят увидеть улучшений. «Поэтому мы постарались сделать документ, который не создаст барьеров для будущего роста в части развития железнодорожного транспорта», - отметил В. Шипилов.
Марина Ермоленко

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions