+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2015 17:58:26
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка железнодорожных грузовых перевозок (август 2015 г.)

В августе 2015-го погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 105,2 млн т, что на 0,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом внутренние перевозки сократились на 1,1%, а экспортные, напротив, выросли на 1%. Основные факторы, оказывающие влияние на динамику сетевой погрузки, сохранялись. Иначе говоря, неблагоприятные экономические тенденции усиливались как внутри страны (сокращение объемов производства, эмбарго на импорт ряда товаров и пр.), так и вне ее (снижение мировых цен на энергетическое сырье, стабилизация экономического роста в Китае и пр.).
 

Факторы влияния

Следует отметить, что экономическая ситуация в РФ к августу по сравнению с началом года не улучшилась: в частности, по итогам II квартала наблюдалось усиление спада ВВП до -4,6% в годовом исчислении с -2,2% в I квартале 2015 года. Эксперты ожидают дальнейшего снижения ВВП страны к концу 2015-го из-за действующих санкций, уменьшения экономической активности и высокой волатильности финансовых рынков.

На глобальном уровне также отмечаются неблагоприятные тренды. В частности, спала деловая активность одного из основных торговых партнеров РФ – Китая. Кроме того, в августе 2015 года в КНР произошла самая масштабная за последние 20 лет девальвация юаня. По оценкам экспертов, обесценивание национальной валюты Китая будет способствовать сокращению спроса в стране на целый ряд сырьевых товаров, в том числе нефть, каменный уголь, черные металлы и т. д., что является фактором, способствующим снижению цен на них.

Каменный уголь: снижение объемов поставок продолжается

По итогам августа 2015 года погрузка угля на сети РЖД составила 26,4 млн т, что практически равно уровню прошлогоднего августа (-0,1%). На угольных рынках продолжали снижаться цены: на внутреннем – из-за превышения товарного предложения над спросом, на внешнем – по причине возросшей конкуренции со стороны поставщиков относительно дешевого энергетического угля из Индонезии, Австралии, ЮАР, США и Колумбии (с начала года цены на южноафриканский и австралийский уголь упали на 15–20%). При этом, по данным Минэнерго, добыча угля в РФ в январе – августе 2015-го выросла на 4,4% в годовом исчислении (в августе к июлю 2015 г. рост составил 2,4%), экспорт угля снизился на 3,3% (-2,6%).

Один из основных покупателей российского угля – Китай. Напомним, что еще в 2014 году экспортные железнодорожные перевозки российского угля в КНР сократились на 16% (к 2013 г.), до 12,5 млн т. Для сравнения: объем экспортных железнодорожных перевозок российского угля в Китай в 2013 году составил 14,9 млн т, увеличившись к 2012-му в 2,5 раза.

Переориентация российских поставок угля в другие страны АТР, например Японию, сопряжена с высокой конкуренцией на рынке, в частности, со стороны австралийских поставщиков. Кроме этого, Япония планирует наращивать объемы собственной угледобычи.

На мировой угольный рынок оказывает влияние и быстрый рост добычи сланцевого газа в США (с начала 2010-х), что привело к существенному снижению внутренних цен на природный газ и, как следствие, переориентации потребителей с угольной продукции на более дешевый газ на внутреннем рынке. В результате увеличились объемы поставок угля, добываемого в США, на экспортные рынки.

Таким образом, на фоне сформировавшегося профицита практически на всех направлениях поставок угольной продукции, а также ограничений китайской стороны на импорт одному из крупнейших партнеров в Азиатском регионе, российским угольным компаниям крайне сложно нарастить экспорт.

Вместе с тем в сложившейся ситуации фактором, стимулирующим рост российских экспортных поставок угля, является девальвация рубля, что способствует росту доходов от экспорта в рублевом эквиваленте, даже с учетом некоторого восстановления курса в 2015 году.

Стройгрузы: эффект низкой базы в действии

Погрузка строительных грузов на сети РЖД в августе не демонстрировала резкого снижения: сказался эффект низкой базы. За август 2015-го на сети РЖД было погружено 13,4 млн т стройгрузов, что всего лишь на 1,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

По мнению экспертов, основными сдерживающими факторами производства строительных материалов являются нестабильность и неопределенность перспектив развития строительного комплекса, базирующегося на градостроительной политике и территориальном развитии регионов и федеральных округов, а также недостаточная инвестиционная активность в отрасли. Например, согласно отраслевым данным, потребление цемента в России в январе – июле 2015-го сократилось на 11,1% в годовом исчислении, объем импорта цемента в указанный период снизился на 41%. Кстати, за август на сети РЖД было отгружено 3,1 млн т цемента, что на 8,8% меньше, чем годом ранее. Эксперты объясняют ситуацию недостатком средств у покупателей цемента для предоплаты поставок.

Согласно майскому прогнозу Минэкономразвития России, объемы производства стройматериалов в стране будут снижаться, в том числе из-за ожидаемого уменьшения объемов работ по строительству, а также ограничения финансирования работ в целом. Как сообщают представители МЭР, среднегодовой темп прироста ввода жилья за период 2015–2018 гг. составит +1,1%, среднегодовой темп роста индекса производства неметаллических минеральных продуктов в период 2015–2018 гг. изменится от -2,8% (по базовому варианту) до +3% (по оптимистичному варианту). При этом производство цемента в указанный период может вырасти в диапазоне 3–6%.

С перевозками щебня в августе 2015-го сложилась особая ситуация. О нехватке универсального подвижного состава для его перевозок клиенты начали сообщать еще в конце июля. В августе дефицит полувагонов сохранялся на ряде железных дорог, в том числе Октябрьской, Северо-Кавказской, Свердловской, Южно-Уральской. В этом году к традиционным сезонным осложнениям добавились новые факторы, среди них – списание порядка 70 тыс. вагонов, большая часть из которых – универсальные, и новая модель управления парком АО «ФГК». Начальник логистического департамента ООО «ГК «Евразия» Константин Жуков сообщил, что в августе из заявленных в адрес ФГК 2 тыс. полувагонов его компания отгрузила около 200, остальные заявки так и не согласованы, образовавшийся дефицит подвижного состава удалось скорректировать лишь при помощи других собственников. По словам одного из грузоотправителей, заявки на предоставление полувагонов в августе удовлетворялись примерно на 25%. «Задержки при согласовании заявок составляли до 2 недель, в то время как небольшим операторам на это требовалось 1–2 дня», – поясняет он.

Существенное влияние на перевозки щебня железнодорожным транспортом может оказать ввод сборов с водителей грузовиков массой свыше 12 т начиная с ноября 2015 года. Проекты федерального уровня также смогут стать драйвером роста, но заметных изменений следует ожидать не ранее 2016-го.

Химические и минеральные удобрения: рост продолжается

В августе 2015 года на сети РЖД было отгружено 4,3 млн т химических и минеральных удобрений, что на 8,1% больше, чем за аналогичный период 2014-го.

По мнению старшего аналитика НПК ОВК Лейсаны Коробейниковой, рост погрузки обусловлен как увеличением внутренних перевозок относительно прошлогодних показателей, так и ростом погрузки удобрений на экспорт. «Эта тенденция была выражена и в июле, когда экспорт из России нарастили США (в 1,2 раза), Украина (в 1,4 раза), Перу (в 5 раз) и Латвия (в 10 раз)», – поясняет она.

Несмотря на девальвацию рубля, сельхозпроизводители не намерены просить о возврате к заморозке цен, так как их запасы удобрений рассчитаны под осеннюю посевную. По данным Минсельхоза, эти запасы за год выросли на 82%, до 1,8 млн т.

Аналитики сходятся во мнении, что ситуация на мировом рынке более благоприятна для российских производителей удобрений, чем для их зарубежных коллег. В России производится 22 млн т удобрений в год, на экспорт идет 70% продукции, или 12,8 млн т. Она обеспечивает около 13,5% мирового экспорта удобрений по стоимости и примерно 15% по тоннажу. Для российских минеральных удобрений основными рынками сбыта остаются Бразилия (19,3%), Китай (12,3%), США (10,5%), Украина (5,6%) и Индия (3,3%).

При этом, по оценке специалистов компании «ЕвроХим», к концу года девальвация юаня может негативно повлиять на мировые цены на азотные и фосфорные удобрения. Однако усилия Китайской ассоциации производителей азотных удобрений, направленные на ограничение экспорта продукции по близким к себестоимости ценам, принесли положительный эффект. Ожидаемое влияние девальвации китайского юаня может быть отодвинуто на задний план.

Лесные грузы: в соответствии с закупками

В августе на сети РЖД было отгружено 3,1 млн т лесных грузов, что на 3% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Данный сегмент демонстрирует стабильный рост в течение 2015-го, при этом отечественные грузоотправители сообщают, что крайне неустойчивая экономическая ситуация тормозит отрасль в сегменте экспорта. В частности, клиенты российских лесозаготовительных предприятий в Финляндии в августе текущего года приостановили закупки круглого леса в ожидании более благоприятных экономических условий. Рынок щепы, по оценкам грузоотправителей, был более стабильным, и спрос на нем сохранялся. Именно по этой причине часть грузовладельцев испытывали нехватку в предоставлении вагонов-щеповозов под погрузку.

Черные металлы: снижение внутреннего потребления

В августе 2015 года на сети РЖД было отгружено 6,1 млн т черных металлов, что на 2,7% меньше, чем в аналогичный период 2014-го. По мнению представителей НП «Русская сталь», ключевой тенденцией российского рынка черных металлов является снижение внутреннего потребления стального проката: по итогам I полугодия оно составило 11% к аналогичному периоду прошлого года. Основные факторы, которые привели к негативной динамике, хорошо известны: это ослабление инвестиционной активности и платежеспособности населения, дешевеющая нефть и, как следствие, сокращение федерального и главным образом региональных бюджетов.
Что касается внешнего рынка, то в августе 2015 года (на 31 августа 2015 г.) цены на черные металлы продолжали снижаться: в среднем к концу месяца – до -2,8%, индекс цен российского рынка также уменьшился (-1,1%). Отметим, что еще в декабре 2014 – феврале 2015-го значительно ускорился рост цен на российском рынке черных металлов в условиях ослабления рубля к доллару и повышения ключевой ставки ЦБ. Девальвация рубля сделала наиболее прибыльным экспорт металлопродукции: преимущественно низких переделов – стальной заготовки и полуфабрикатов – в ущерб выпуску продукции высоких переделов (сортовой и листовой прокат, метизы и т. п.), что, в свою очередь, привело к сокращению предложения черных металлов на внутреннем рынке. В этих условиях основной тенденцией российского рынка перевозок металлургической продукции, сформировавшейся в IV квартале 2014 года и продолжающейся в настоящий момент, стал опережающий рост экспорта по сравнению с динамикой внутренних поставок черных металлов. Если по итогам 2014 г. относительные темпы роста погрузки при осуществлении внутрироссийских и экспортных железнодорожных перевозок черных металлов были одинаковыми и составляли +2,5% к уровню 2013 г., то в январе – июле 2015 г. погрузка на внутреннем рынке снизилась на 3,4% к аналогичному периоду 2014 г., погрузка на экспорт увеличилась на 10,2% в годовом исчислении.

Заметно усилилось ценовое давление на основных поставщиков тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов для холдинга «РЖД». С II квартала 2014 года относительная динамика внутренних рыночных цен на готовый стальной прокат начала заметно опережать динамику отпускных цен крупнейших российских производителей новых грузовых вагонов. В сложившейся ситуации отечественные вагоностроители испытывают значительные трудности, поскольку черные металлы занимают существенную долю в структуре затрат вагоностроительных предприятий. В этих условиях машиностроительная отрасль, третий по величине потребитель российской металлопродукции, по оценкам ведущих металлургических компаний, в текущем году может снизить объемы производства на 10%.

Лом черных металлов: переход на шоссе продолжается

В августе 2015 года погрузка металлолома на сети РЖД показывала отрицательную динамику: падение достигло -15,5%, отгружено 1,4 млн т. По мнению исполнительного директора аналитической группы «Русмет» Михаила Родионова, несмотря на то, что ОАО «РЖД» сейчас достаточно комфортно для грузоотправителей и грузополучателей осуществляет маршрутные перевозки значительных объемов железной руды, железорудного концентрата и окатышей, металлопрокат и металлолом на расстояния до нескольких сотен километров зачастую выгоднее и удобнее доставлять автотранспортом. Не случайно ряд крупных металлотрейдеров (как независимых, так и «дочек» металлургов) в последние годы обзавелись собственным автопарком и/или транспортно-логистическими компаниями. «Те, кто ездил по магистрали М4 «Дон» в Ростов-на-Дону, несомненно, примечали попадающиеся чуть ли не от границ Московской области грузовики с металлоломом, следующие в Новолипецк или в ростовские порты», – поясняет М. Родионов.

Зерно: меньше собрали – меньше увезли

По данным Минсельхоза России, сбор зерна в РФ к 31 августа 2015 года составил 71,1 млн т, что на 4,2 млн т меньше, чем на аналогичную дату 2014-го. На железной дороге в августе было погружено 1,7 млн т зерновых, что на 5,1% меньше, чем в августе 2014-го. По мнению Л. Коробейниковой, сокращение грузопотоков обусловлено уменьшением объемов экспорта из-за роста экспортной пошлины вследствие девальвации рубля, которая отмечалась уже в июле.

Снижению экспортного грузопотока способствовало вступление в силу новых заградительных пошлин, которые составляли в начале августа около 100 руб. за 1 т пшеницы. По заявлению вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, принятый механизм устраивает правительство, и дополнительных ограничений экспорта не предвидится. Объемы экспорта при прогнозируемом Минсельхозом урожае в 100 млн т достаточно умеренные (на уровне 25–27 млн т в 2015/2016 сельскохозяйственном году). При этом в середине августа Министерство сельского хозяйства РФ сообщило, что готово улучшить прогноз по урожаю зерновых.

Нефть и нефтепродукты: рост погрузки сохраняется за счет увеличения экспортных отправок

В августе 2015-го на сети РЖД отгрузили 21,3 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в январе – августе вырос на 9% в годовом исчислении, до 145,6 млн т (по данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК»). В августе 2015-го из России было вывезено 17,8 млн т нефти, что на 9,7% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

По оценкам экспертов, добыча нефти (прежде всего труднодоступной) в России может начать сокращаться при уровне мировых цен ниже $50 за баррель (такие цены держатся с начала августа 2015 г.) и при отсутствии достаточного финансирования нефтяных проектов. По последним оценкам МЭР, объем добычи нефти в стране в августе 2015 года увеличится на 1,1% к уровню 2014-го.

По прогнозу МЭР, в текущем году ожидается умеренное снижение объемов поставок нефти на российские НПЗ (от -2,2% до -2,5% в годовом исчислении), что обусловлено снижением потребления топочного мазута в ЖКХ и частичной переориентацией нефтяных компаний в новых налоговых условиях с экспорта темных нефтепродуктов на более привлекательный экспорт сырой нефти (в рамках налогового маневра в период 2015–2017 гг. вывозные таможенные пошлины на нефть снизятся в 1,7 раза), а также экспорт светлых нефтепродуктов. В этих условиях возможно, что объем экспорта нефтепродуктов в 2015 году увеличится к уровню 2014-го на 1,6% по базовому варианту и на 3,4% по оптимистичному варианту.

В среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего высокого объема железнодорожных перевозок нефтепродуктов и перераспределение грузопотока с внутренних направлений на экспортные. Данный прогноз объясняется растущей привлекательностью экспорта нефти по сравнению с внутренним рынком, а также влиянием новых налоговых и макроэкономических условий (себестоимость в рублях, высокий курс доллара). Однако прогнозируется, что перевозки сырой нефти будут сокращаться вслед за ростом доли трубопроводного транспорта.

Железная и марганцевая руда: рост перевозок к уровню прошлого года на фоне падения мирового рынка

В августе 2015-го на сети было погружено 9,1 млн т железной и марганцевой руды, что на 1,7% больше, чем годом ранее.

Эксперты полагают, что в краткосрочной перспективе перевозки руды будут оставаться на высоком уровне вследствие усиления конкуренции на мировом рынке, а также дальнейшей девальвации рубля. Напомним также, что в августе выросли объемы отгрузки цветной руды и серного сырья до 1,8 млн т, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2014-го.

В целом грузооборот на сети РЖД в августе 2015-го вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1% и составил 193,6 млрд т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии увеличился на 0,6% и составил 247,3 млрд т-км.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions