+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.07.2023 08:48:05
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Консолидированная поддержка отрасли

На состоявшемся 5 июля 2023 года ежегодном общем собрании членов Союза вагоноремонтных предприятий (СВРП) избран новый председатель Наблюдательного совета Союза. Участники единогласно поддержали кандидатуру Алексея Анвяровича Мерсиянова, председателя совета директоров ООО «НВК». СВРП объединяет более 20 участников, совокупно представляющих свыше 80% рынка вагоноремонтных услуг. Алексей Анвярович рассказал о приоритетных задачах, которые предстоит решать вагоноремонтным предприятиям - членам СВРП в ближайшее время.
Консолидированная  поддержка отрасли
- Алексей Анвярович, поздравляем с избранием на должность председателя Наблюдательного совета СВРП. Расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе, каков был Ваш профессиональный путь?

- Можно сказать, что большая часть моей профессиональной деятельности так или иначе связана с реализацией проектов в области промышленного и транспортного машиностроения. До прихода в железнодорожную отрасль я работал в Комитете экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга. Затем в МПС и РЖД занимался вопросами промышленной политики, материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта, организацией проектов за рубежом. Был руководителем «Росжелдорснаба», входящего сначала в структуру МПС, а затем ставшего филиалом ОАО «РЖД». Занимал должность вице-президента ОАО «РЖД», члена Правления РЖД. Возглавлял «Торговый дом «РЖД». С лета 2020 года - председатель Совета директоров ООО «НВК», который был образован в связи со значительным расширением масштабов бизнеса «Новой вагоноремонтной компании» в результате приобретения полного пакета акций АО «ВРК-2».

- Как изменились правила игры в сфере вагоноремонта? С какими трудностями сегодня сталкиваются вагоноремонтные предприятия?

- Железнодорожная отрасль традиционно является надежной опорой государства, связывая города и регионы нашей большой страны и обеспечивая бесперебойную доставку любых грузов в самые удаленные уголки России и за рубеж. Ритмичность железнодорожных грузовых перевозок задает темп всей отечественной экономике. Это особенно важно в контексте жестких условий, в которых вынуждена действовать наша страна сегодня. Сложно переоценить значимость вагоноремонтной отрасли в деле обеспечения технически исправным подвижным составом всех российских грузоперевозчиков, принимая в расчет возросшую роль грузовых железнодорожных перевозок с учетом действующих ограничений в отношении других видов перевозок. Кстати, сложившаяся ситуация еще раз подчеркивает, что железные дороги – это стратегическая отрасль для страны и ее технологический суверенитет необходимо сохранять.

Сегодня правила игры на рынке вагоноремонта принципиально изменились по сравнению с прошлыми годами. При существующей во времена МПС системе весь парк грузовых вагонов принадлежал государству, которое регулировало и финансировало вагоноремонтную деятельность. Она включала проведение ежегодных плановых ремонтов и применение нормативов сменяемости запчастей для контроля за сохранностью вагонного парка и его планомерного оздоровления новыми деталями. В результате структурных реформ в отрасли принципиально изменился подход к финансированию и формированию затрат на вагоноремонт.

На сегодняшний день холдинг «РЖД» перестал контролировать вагоноремонтный рынок, оставив себе только один крупный актив – ВРК-1. На рынке возникли по меньшей мере три крупные частные сетевые компании: Группа НВРК (после слияния с ВРК-2), ОМК Стальной путь (в результате приобретения ВРК-3) и Группа Новотранс.
Сегодня в стране порядка 180 вагоноремонтных депо и вагоноремонтных заводов, на которых трудится более 43 тысяч человек в 46 различных субъектах Российской Федерации. Четыре крупнейшие отечественные сетевые компании представляют порядка 130 депо и ВРЗ.

Поэтому в 2019 году 80-85% ремонтных предприятий в стране объединились в отраслевой Союз, и именно через СВРП сейчас строится наше общение с государственными органами. Хочу отметить, что в последнее время нас действительно начали слышать и обсуждать текущие проблемы. Фактически нам нужно, чтобы профильные государственные органы своевременно поддерживали наши инициативы, направленные на изменение нормативной документации в области повышения качества ремонта грузовых вагонов и безопасности движения на сети дорог.

Все мы должны помнить, что грузовые вагоны, эксплуатируются на одних путях с пассажирскими, и низкое качество ремонта, экономия на запасных частях – это прямая угроза для жизни и здоровья пассажиров! Поэтому легкомысленное отношение к качеству ремонта и безопасности железнодорожного движения недопустимо и преступно.

- Алексей Анвярович, как Вы оцениваете риски действующих ограничений, в т.ч. санкционных, в отношении вагоноремонтной отрасли в частности?

- Применительно к текущей ситуации в России, нужно отдать должное роли железнодорожных перевозок в обеспечении экономики страны и ее обороноспособности. И наша главная задача - сделать все для того, чтобы вагоноремонтная отрасль сохранилась. Конечно, это требует полноценных инвестиций как в основные производственные фонды, так и в человеческий капитал. Только при этих условиях, мы сможем полноценно выполнять поставленные государством задачи.

Дополнительное давление на бизнес вагоноремонтные компании испытывают в текущих экономических реалиях. Санкционные ограничения затронули и железнодорожную отрасль, хоть она и меньше зависит от импорта. Но Россия была и остается частью глобальной экономики, поэтому все вагоноремонтные предприятия столкнулись с ростом цен на материалы и комплектующие, необходимые для обслуживания и ремонта грузовых вагонов. Также много вопросов приходится решать в сфере импортозамещения, в том числе, технологического оборудования, которое ранее поставлялось из зарубежья.

- Что необходимо предпринять чтобы справиться с этими сложностями, и как этому могут помочь такие отраслевые объединения как СВРП?

- Сегодня перед нами стоит непростая задача оптимизации модели взаимодействия между операторами и собственниками подвижного состава, вагоноремонтниками и ОАО «РЖД». Для сохранения здоровой конкурентной среды необходимо найти решения, которые устроят всех участников железнодорожного сообщества. Тут предстоит большая работа. И мне хотелось бы поблагодарить коллег из СВРП, в первую очередь, Сергея Анатольевича Гущина, за уже сделанные шаги. Площадка Союза стала местом активного обмена мнениями и консолидации усилий системных участников отрасли по выстраиванию конструктивного диалога.

В число наших приоритетных задач входит обсуждение и разработка идей по совершенствованию работы вагоноремонтного комплекса, повышению качества ремонта и безопасности движения подвижного состава, борьба с поставкой и применением низкокачественных и контрафактных запасных частей для ремонта, обновление нормативно-технологических актов, методических документов, стандартов и сертификаций по обслуживанию грузового подвижного состава.

Уверен, что открытый диалог поможет сообща решить многие вопросы по повышению эффективности и прозрачности бизнес-процессов в вагоноремонтной отрасли, созданию условий, при которых качественный ремонт вагонов будет выгодным как для их владельцев и операторов, так и для вагоноремонтных депо.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions