• Ставка на полувагон
    2107
    1.7 %
    руб./сут.
    январь 2018
  • Финансы USD ЦБ РФ 57.6 0 EUR ЦБ РФ 68.87 0
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
11.05.2017 17:40:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Зерно идет в рост. Надолго ли?

На рынке грузовых перевозок зерновых культур отмечается подъем. Это связано как с сезонной активизацией сельхозпроизводителей, так и с благоприятной конъюнктурой на внешних рынках.
Зерно идет в рост. Надолго ли?
За 4 месяца 2017 года погрузка зерна на сети РЖД составила 6,7 млн т, что на 1,8% выше уровня аналогичного периода прошлого года. При этом погрузка во внутреннем сообщении сократилась на 5,4% до 3,1 млн т, а отправки на экспорт выросли на 8,8%, до 3,6 млн т. По данным ИПЕМ, в структуре зерновой погрузки пшеница, кукуруза и ячмень составляют 85,1%. Основную долю (65%) занимает пшеница. По итогам 4 месяцев текущего года погрузка пшеницы выросла на 21,2% (на 7% во внутреннем сообщении и на 30,3% – в экспортном). Погрузка кукурузы и ячменя за рассматриваемый период сократилась на 30% и 29,7% соответственно, причем отрицательная динамика наблюдалась как во внутреннем сообщении, так и на экспорт, однако это не повлияло на общее повышение объема погрузки зерновых.

Подъем в этом секторе отмечают и автоперевозчики. По словам руководителя отдела закупок ТД «Риф» Александра Погорелова, этому благоприятствует конъюнктура рынка и заинтересованность сторон – участников процесса: «Спрос на продукцию российских аграриев, особенно на пшеницу, традиционно высок со стороны стран Азии и Африки. Мы, в свою очередь, стремимся максимально реализовать возможности нашей компании по экспорту зерна. Логистические компании идут нам навстречу».
Как прокомментировал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут,  положительная динамика на рынке перевозок зерновых связана с увеличением предложения со стороны сельхозпроизводителей. «Последние  урожаи были хорошими, предприятия активно сбывают все, что находится на складах. При этом значительную долю в объемах перевозок составляет экспорт», – отмечает он. Основная  часть и внутренних, и экспортных грузоперевозок  осуществляется железнодорожным транспортом, так что задействованность подвижного состава также возросла, однако, по оценкам эксперта, острого дефицита вагонов не зафиксировано. «Ситуация в целом идентична той, что мы наблюдаем в это время из года в год», – констатирует А. Корбут.

Однако железнодорожный транспорт в сегменте перевозки зерновых постепенно теряет свои позиции. Это в первую очередь связано с дальностью перевозки. Специалисты ИПЕМ отмечают, что по железной дороге зерно транспортируется на небольших плечах дальности. Например, среднее расстояние перевозки пшеницы в 2016 году было на уровне 1116 км, кукурузы – 903 км. Основной объем зерна доставляется внутри региона или в соседние области. Так, в 2016 г. из Ставропольского края было отправлено 2,62 млн т пшеницы, из которых свыше 2 млн т перевезено в Краснодарский край. А из Краснодарского края было отправлено 1,16 млн т пшеницы, из них более 1 млн т отгружено внутренним потребителям региона .
Из-за небольших расстояний грузоотправители все чаще делают выбор в пользу главного конкурента железнодорожного транспорта – автомобильного. «Коэффициент перевозимости пшеницы железнодорожным транспортом сократился с 0,23 в 2010 году до 0,16 в 2016 году. Коэффициенты перевозимости кукурузы и ячменя также сократились с 0,26 в 2010 году до 0,16 и 0,11 в 2016 году соответственно», – рассказал руководитель отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта  ИПЕМ Александр Слободяник. Он считает, что автомобильный транспорт привлекает грузоотправителей зерна наличием гибкой системы ценообразования, возможностью осуществить перевозку в короткие сроки и «от двери до двери», а также наличием большого парка грузовых автомобилей. В этом случае нет необходимости концентрировать значительные объемы зерна на ж/д станциях погрузки и можно пользоваться более оперативным сервисом автотранспорта.

Говоря об общих перспективах  зернового направления, эксперты сходятся в том, что погрузка зерна, скорее всего, будет увеличиваться только при отправке на экспорт. Как считает А. Корбут, на это главным образом будет влиять такой внешний фактор, как курс валют: при сохранении текущего курса или повышении курса евро или доллара по отношению к рублю продажи зерна за рубеж останутся главным источником дохода сельхозпроизводителей, а соответственно, будут востребованными и грузоперевозки в этом направлении. К этому фактору А. Слободяник добавляет еще несколько: «Во-первых, в соответствии с постановлением правительства РФ №966 от 26 сентября 2016 г. в период с 23.09.2016 г. по 01.07.2018 г. обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу. Во-вторых, с начала текущего года наблюдается рост уровня биржевых цен на российскую экспортную пшеницу. По итогам 4 месяцев рост цен составил около 5,6%. Кроме того, согласно прогнозу Министерства сельского хозяйства экспорт зерна в 2016/2017 сельскохозяйственном году сохранится на уровне предыдущего».

В то же время существует и ряд сложностей, ограничивающих рост погрузки зерна на экспорт. К ним относятся, в частности, заградительные пошлины в 130% на российское зерно, введенные в марте Турцией. Помешают ли они погрузке зерна продолжить движение вверх – покажет время.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Объем парка инновационных зерновозов АО ОЗК в 2017 году составил 1,5 тыс. вагонов

Объем парка инновационных зерновозов АО ОЗК в 2017 году составил 1,5 тыс. вагонов
Примерно 1,5 тыс инновационных вагонов составляет парк АО "Объединенная зерновая компания" (ОЗК), сообщил статс-секретарь, заместитель генерального директора компании Дмитрий Юрьев.
РЖД-Партнер

Экспортный потенциал РФ вдвое превышает прогнозируемый объем отгрузок зерна

Экспортный потенциал РФ вдвое превышает прогнозируемый объем отгрузок зерна
Фактический объем российского экспорта зерновых по итогам 2017 года прогнозируется на уровне до 45 млн т, отгрузить больше не позволит имеющаяся инфраструктура. При этом экспортный потенциал РФ в этом и в 2018–2020 гг. может составить до 80 млн т зерна ежегодно. Такое мнение высказал ТАСС статс-секретарь, заместитель генерального директора АО "Объединенная зерновая компания" (крупнейшая в РФ инфраструктурная и трейдинговая компания) Дмитрий Юрьев.
РЖД-Партнер

Наблюдаемый рост урожая зерна происходит в том числе благодаря активной модернизации парка сельхозтехники

Наблюдаемый рост  урожая зерна происходит в том числе благодаря активной модернизации парка сельхозтехники
По итогам развития рынков отдельных видов специализированной техники в 2017 году мы планируем увеличить долю специализированной сельскохозяйственной техники до 56% от объема внутреннего рынка. Еще недавно, в 2013 году, она составляла 24%.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions