+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.03.2017 12:33:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Танковые перспективы

Сегмент перевозок грузов в танк-контейнерах один из самых молодых, но уже вполне состоятельных, так как все больше грузов выбирают именно такой способ транспортировки.
Сформировался ли на сегодня данный рынок и какие у него есть перспективы?
Перемены неизбежны

По наблюдениям руководителя отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Георгия Зобова, за период с 2014 по 2016 год рынок танк-контейнеров показал рост на 30%. «Парк этой тары в РФ вырос до 8,5 тыс. ед. За этот же срок появились дополнительно три оператора, которые владеют данным видом подвижного состава. В настоящее время в РФ ведут деятельность девять специализированных компаний, самая крупная из которых – ООО «Спецтрансгарант». Ее парк насчитывает 4,3 тыс. ед. Однако несмотря на устойчивый положительный тренд пока объем грузов, транспортируемых в танк-контейнерах, не превышает 3%», – комментирует эксперт.

По мнению коммерческого директора АО «ХимИнвестТранс» Максима Кравченко, на данный момент и в ближайшей перспективе замещения цистерн танк-контейнерами не произойдет, так как каждый из них работает в своем сегменте перевозок. «При этом смена подвижного состава может происходить из-за временного дефицита цистерн в связи с запретом на продление срока службы. Пока же доля танк-контейнеров составляет порядка 5–10% от объема перевозок в цистернах. В перспективе можно рассчитывать на увеличение объема доставки в танк-контейнерах из-за ввода производств с отсутствием железнодорожной инфраструктуры, где универсальность танк-контейнера будет иметь решающее значение, а также при расширении номенклатуры перевозок нефтехимических грузов», – уточняет он.

Пока же, по словам президента АО «СГ-транс» Сергея Калетина, каждый способ транспортировки занимает свою нишу. Однако тенденция замещения цистерн танк-контейнерами, несомненно, есть в связи с дефицитом первых, а также их дороговизной и запретом на продление срока службы.

Представитель НПК «Объединенная Вагонная Компания» также считает, что даже в разрезе 10-летней перспективы танк-контейнерам вряд ли удастся полностью заменить цистерны. В подтверждение своих слов эксперты приводят цифры: общий мировой объем (включая Россию) танк-контейнеров в оперировании составляет около 320 тыс. ед., а парк вагонов-цистерн только на сети РЖД оценивается в 260 тыс. ед. Безусловно, такие факторы, как списание вагонного парка, высокая стоимость новых специализированных цистерн, развитие инфраструктуры (чаще всего в партнерстве с компанией – оператором танк-контейнеров), приведут к частичному замещению цистерн с перевесом в пользу танк-контейнера, особенно в узком сегменте химических и нефтехимических продуктов. «В то же время, например, рынок перевозки пищевых и технических масел, а также алкогольной продукции пока не сильно высок. Однако потенциал экспортного роста может обострить конкурентную борьбу за рынок операторов танк-контейнерного парка. Очевиден еще один фактор: в перспективе 3–5 лет, с обострением конкуренции на внутрироссийском рынке производства и ростом инвестиций в развитие НИОКР, будут появляться танк-контейнеры для перевозки зерна, сыпучих грузов, в том числе опасных, перевозимых в настоящее время в биг-бегах с погрузкой в универсальный контейнер», – полагают в ОВК.

Грузовое притяжение

Например, АО «СГ-транс» в основном использует танк-контейнеры для перевозки СУГ и химических грузов. С. Калетин добавляет, что в последнее время увеличилось количество транспортируемых грузов, относящихся к органической химии. «В перспективе возможно рассмотреть переориентацию грузов пищевой промышленности на танк-контейнеры. Хотя последние в большей степени предназначены для доставки жидкостей, сжиженных газов, но в отдельных случаях могут перевозить и ряд сыпучих продуктов», – комментирует он.

В отличие от разнообразного перечня моделей цистерн в соответствии с богатой классификацией перевозимых в них грузов, рынок оперирования танк-контейнерами выглядит гораздо проще. «В одном танк-контейнере возможно перевозить больше полутора сотен номенклатур грузов, так что каких-либо ограничений, кроме специфики перевозки сильно ядовитых и взрывоопасных грузов, нет. Все остальное зависит от профессионализма оператора и наличия заявленного количества тары в нужное время в нужном месте», – полагают в ОВК.

В приоритете, конечно, высокодоходные грузы (химикаты, сода, продукты нефтехимии и пищевые). Однако, по мнению участников рынка, ожидается рост контейнеризации в номенклатурах с высоким количеством списания цистерн в перспективе 5 лет. «Если привести статистику в пересчете на тонну продукции, то высвобождение всего объема груза, возможного к перевозке в танк-контейнере, составит около 4,5 млн т в год. Из них около половины – это нефтепродукты, газовый конденсат, сера, метанол, каустик и пр.», – уверены в ОВК.

Участники рынка полагают, что для грузовладельца, принявшего решение использовать контейнер для отправки готовой продукции или поставки сырья на производство, танк-контейнер выступает в качестве неплохой альтернативы универсальному подвижному составу или цистерне. «При использовании контейнера или танк-контейнера грузовладелец изначально имеет возможность формировать для себя индивидуальное решение, соответствующее требованиям сохранности продукции и условиям контрактных обязательств перед своими покупателями, чаще всего находящимися в других странах или труднодоступных регионах страны», – добавляет представитель ОВК.

Сам по себе контейнер, по его словам, за несколько десятков лет существования принципиально мало изменился, а вот возможность управлять модальностью, объемами и направлением грузопотока в пути следования, формировать для грузовладельца «комплексный транспортный продукт с интеграцией в систему планирования и управления цепями поставок» – это и есть новое решение при транспортировке грузов в танк-контейнерах.

Подробнее читайте в №5-6 журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions