+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.10.2016 09:52:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Старые проблемы нового рынка

Основные проблемы в сегменте танк-контейнерных перевозок связаны с тем, что рынок начал развиваться совсем недавно. В итоге, несмотря на стремительный рост перевозок, нормативная база по-прежнему недостаточно адаптирована, как и не организовано долгосрочное тарифообразование. Все это, по мнению экспертов, мешают развитию доставки грузов в танк-контейнерах.
Калейдоскоп номенклатур

По оценкам участников рынка, позитивная динамика в этом сегменте сохраняется с 2010 года, когда произошел всплеск интереса к танк-контейнерам со стороны грузоотправителей. Во многом этому способствовал устаревший парк эксплуатируемых цистерн. Основным фактором, повлиявшим на переход грузоотправителей на танк-контейнеры, стало выбытие парка железнодорожных специализированных цистерн на фоне роста грузовой базы наливных химических грузов. В настоящее время в качестве стимула появился также тарифный фактор, добавивший экономической привлекательности работе с танк-контейнерами. По словам аналитиков, на расстояниях более 1 тыс. км разница между железнодорожными тарифами на перевозку в цистерне и в танк-контейнере может достигать 20% и более, в зависимости от характера груза.
С учетом увеличения потребительского спроса операторы, в свою очередь, наращивают собственный парк танк-контейнеров. На сегодняшний день их количество на сети составляет более 10 тыс. ед. Как рассказал начальник управления перевозок полимерных и нишевых продуктов АО «ОХК «Уралхим» Александр Гусев, сейчас для обеспечения доставки готовой продукции потребителям задействовано более 400 танк-контейнеров. «В компании непрерывно проводится работа по увеличению количества номенклатур для перевозок в танк-контейнерах, что позволяет эффективно заменять выбывающий парк специализированных железнодорожных цистерн, повышая конкурентоспособность продукции на внутреннем и международном рынках, а также предоставляет возможность расширять рынки сбыта, осуществляя доставку несколькими видами транспорта без дополнительных затрат на перевалку груза», – пояснил он и добавил, что сегодня в танк-контейнерах перевозится около 10 видов продукции, выпускаемой предприятиями группы.

Танкам нужен сервис

По мнению участников отрасли, основные проблемы в сегменте танк-контейнерных перевозок связаны с тем, что рынок начал развиваться совсем недавно. В частности, в России есть дефицит специализированных ремонтных предприятий. Как отмечает ведущий эксперт-аналитик отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий Сергей Оленин, всего одно депо сертифицировано на ремонт котлов танк-контейнеров. Также не хватает пунктов промывки-пропарки контейнеров-цистерн, тогда как эти процедуры требуются после каждой перевозки. Естественно, это увеличивает порожний пробег и усложняет технологию перевозок танк-контейнерами.
«К сожалению, в России пока недостаточно наработана практика использования танк-контейнеров в перевозочном процессе, из-за чего периодически происходит повреждение этого вида тары, так как у работающего с ним персонала не хватает опыта и специальных знаний», – рассказывает президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин. Логистика данного вида перевозок затруднена, по его словам, прежде всего отсутствием терминалов слива-налива для танк-контейнеров (в первую очередь это касается сжиженных газов), поскольку в настоящее время российские терминалы нацелены и оборудованы в основном для погрузки-разгрузки цистерн.
Но ключевой проблемой, которая мешает развитию рынка перевозок грузов в танк-контейнерах, по словам операторов и грузовладельцев, является отсутствие долгосрочной прогнозируемой политики в отношении тарифообразования. «Другая немаловажная проблема – это неготовность грузополучателей принимать танк-контейнеры железнодорожным транспортом, поскольку каждый из них должен быть аккредитован со стороны РЖД на работу с контейнерами. Иными словами, грузополучатели должны быть открыты по параграфам 8н, 10н, 11н, 12н. Процедура аккредитации грузополучателей, по нашему мнению, должна быть менее бюрократична и производиться в более короткие сроки, чем это происходит в настоящее время», – полагает А. Гусев.
Операторы также считают, что упрощение указанных процедур и выстраивание долгосрочной политики в отношении этой технологии перевозок позволят увеличить конкурентоспособность отправок по железной дороге по сравнению с другими видами транспорта и создать дополнительные предпосылки к росту объемов в данном сегменте.

Татьяна Симонова

Полный текст статьи см. в №19–20 (277–278) журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions