+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.12.2016 12:06:08
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Семь жизненных принципов Валерия Ковалева

Сегодня день памяти Валерия Ивановича Ковалева, который ушел из жизни ровно 2 года назад.
Валерия Ивановича Ковалева по праву можно назвать личностью государственного масштаба, причем это проявлялось на любом посту, какой бы он ни занимал. На протяжении своей профессиональной карьеры он выработал целый ряд принципов, которым неукоснительно следовал. И они как нельзя лучше характеризуют этого неординарного и поистине легендарного человека.
«У человека должна быть потребность созидать, создавать что-то новое»

Для «РЖД-Партнера» Валерий Ковалев был не просто уважаемым экспертом. Он стоял у самых истоков создания журнала и, будучи первым заместителем министра путей сообщения РФ, принял личное участие в формировании концепции издания.
Тогда, в 1998-м, была принята Концепция структурной реформы железнодорожного транспорта. И дух перемен захватил многие умы. Было понятно, что впереди очень большая работа по становлению совершенно нового рынка железнодорожных услуг. Это подразумевало появление новых игроков, которым предстояло определять правила игры и самое главное – выстраивать взаимоотношения друг с другом, договариваться о понятиях. И если раньше такой потребности, по сути, не было, то с этого момента возникла необходимость в дискуссионной площадке, где эксперты могли бы обмениваться мнениями, оценивать достигнутые результаты реформы и ставить задачи на будущее.
Такой площадкой стал журнал «РЖД-Партнер». С первых же номеров на его страницах обсуждались самые злободневные вопросы развития железнодорожной отрасли. И эти начинания были всецело поддержаны Валерием Ковалевым, который стал первым в истории журнала председателем редакционного совета. Он как современный руководитель настаивал на открытости и публичности принимаемых решений. Готов был к конструктивной критике со стороны своих оппонентов, которым тоже нашлось место на журнальных полосах. Именно такой подход помог сформировать деловой имидж «РЖД-Партнера», который сохраняется и сегодня.

«Руководитель не имеет права уклоняться от принятия решения. При этом любое решение необходимо аргументировать»

События, о которых только что шла речь, пришлись на пик карьеры Валерия Ивановича. И чуть позднее мы остановимся на той роли, которую он сыграл в развитии железнодорожной отрасли на заре ее реформирования. А сейчас хотелось бы вернуться в самое начало его профессионального пути.
Поскольку Валерий Ковалев родился в семье железнодорожника, то будущую профессию выбрал быстро. После окончания восьмого класса решил уехать из своей станицы в Ленинград, где поступил в железнодорожный техникум. Учеба прошла отлично. Юношу легко взяли составителем поездов на ст. Цветочная. Меньше чем через год ему доверили управление ст. Чолово. Как оказалось, начальник ст. Цветочная хотел подготовить Валерия к должности своего зама, но при новом назначении полушутя сказал: «Лучше быть маленьким начальником, чем большим заместителем». Многие годы спустя в интервью журналу «РЖД-Партнер» Валерий Ковалев рассказывал, что эти слова для него имели глубокий смысл. Всю свою жизнь он потом любил работать именно первым лицом, самостоятельно принимающим решения.

«Хочешь помочь – дай в руки удочку, а не рыбу»

В 1987 году Валерий Ковалев стал начальником Ленинград-Витебского отделения Октябрьской железной дороги. На новом месте ему пришлось решать сложные и нестандартные задачи. Как раз в это время объем грузовых перевозок достиг своего пика. При этом постепенно начался переход от плановой экономики к новым условиям. «Хороший руководитель – это уже не тот, кто пробил строчку в Госплане или Госснабе, а тот, кто умеет заработать на перевозках, подсобной деятельности, повышении качества сервиса и грамотно управляет расходами», – рассказывал впоследствии Валерий Иванович. А тогда на заработанные деньги удалось построить вторые пути на нескольких перегонах, реконструировать станции Шушары, Автово, Новый Порт.
Позднее Валерий Ковалев ярко проявил себя в качестве первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги, а затем – начальника Приволжской магистрали. Кстати, под его руководством ПривЖД стала одной из лучших на сети российских железных дорог.
В январе 1997 года Валерий Ковалев стал заместителем, а буквально через 4 месяца – первым заместителем министра путей сообщения РФ. И вот тут он в полной мере столкнулся с великой силой инерции и устаревшими методами работы. Как потом сам признавался, иногда от досады локти хотелось кусать. Но без лишних рассуждений он взялся выстраивать новую систему экономики железнодорожного транспорта того периода.
А проблем навалилось немало: падение объемов перевозок, неплатежи, бартер, задержки премий… И тогда Валерий Ковалев предложил простую, как сегодня кажется, идею: снизить тарифы для массовых грузов и тем самым активизировать перевозки, чтобы дать возможность угольщикам и другим грузовладельцам заработать живые деньги и рассчитаться с железнодорожниками. Честно говоря, убедить в правильности такого подхода тогдашнего министра путей сообщения РФ Николая Аксененко было непросто, но Ковалеву это мастерски удалось. Более того, железнодорожники стали первыми в постсоветской России, кто запустил механизм финансового обращения. И роль Валерия Ковалева в этом процессе сложно переоценить.

«Какой бы острый ни был вопрос, всегда надо говорить только правду»

Справедливости ради надо отметить, что когда Валерий Ковалев соглашался работать с Николаем Аксененко, он знал, что будет непросто. Действительно, рабочие конфликты случались. Это касалось как финансовых, так и кадровых вопросов. Страсти накалились после дефолта. Правительство Сергея Кириенко ушло в отставку и премьером был назначен Евгений Примаков. К Ковалеву пришли два человека и предложили ему стать новым министром путей сообщения. В свою очередь, Валерий Иванович не стал обсуждать этот вопрос, а честно рассказал обо всем самому Аксененко. А тот, вместо того чтобы разобраться в обстановке, потребовал от Ковалева сообщить, кто конкретно к нему приходил. К сожалению, между коллегами возник холодок и недоверие, которое в конце концов привело к отставке Валерия Ковалева.
Через некоторое время ему поступит еще одно предложение стать министром, но он откажется. Решит, что слишком многое придется ломать. И не захочет.

«Где бы ты ни был, ты должен создать систему, которая функционирует самостоятельно»

После трех десятков лет работы в железнодорожной отрасли Валерий Ковалев оказался в новом для себя амплуа – ректора Петербургского государственного университета. Ранее он окончил именно этот вуз, и среди его новых коллег были те, кто когда-то обучал его азам инженерной профессии. Это потребовало от Валерия Ивановича поиска новых подходов к работе с людьми. К тому же он пришел в университет в тот период, когда отраслевая наука вслед за самой железной дорогой вошла в стадию реформирования.
Поскольку Валерий Ковалев обладал прозорливым умом и уже не раз за свою жизнь на практике доказывал дальновидность своих суждений, то и на этот раз он понял, что работу в университете надо выстраивать совсем не так, как к этому привыкли его предшественники. Новый вызов, который ему предстояло принять, – это необходимость самостоятельно решать финансово-экономические задачи, стоящие перед вузом, не уповая на одну только поддержку сверху. Те, кто недооценил этот риск и пошел по иному пути, оказались в проигрыше.
Финансами, конечно, деятельность университета не исчерпывается. Так что Валерий Ковалев одновременно работал на несколько фронтов: это и наука, и воспитательная работа со студентами, и непосредственно учебный процесс. Старался привнести в учебу все новое и, главное, востребованное отраслью. И он мог по праву заявлять, что ПГУПС дает хорошее инженерное образование и воспитывает личность. Перемены заметили все, включая чиновников. Достаточно сказать, что в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга ПГУПС стал единственным вузом города, который был удостоен диплома и памятного знака «Будущее Петербурга» за высокие достижения в области образования, возрождения и укрепления престижа Северной столицы.

«Пока есть силы – не комплексуй, а живи и работай, делай, что можешь»

За что бы ни брался Валерий Ковалев, делал он это с неподдельным интересом и энтузиазмом. Всю жизнь стремился к чему-то большему и всегда был востребованным. Смысл и глубина многих его инициатив раскрывались подчас гораздо позднее, что неизменно подчеркивало проницательность этого человека. Важно, что он в своих решениях и поступках всегда был последовательным. А главное его кредо – не поступаться своими принципами ни при каких обстоятельствах. Таким Валерий Иванович Ковалев вошел в историю российских железных дорог.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions