+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.12.2023 15:04:53
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Порядок погрузки лесных грузов требует доработки

Из-за неприема круглого леса к перевозкам за границу произошло затоваривание лесных площадок в Сибири и на Дальнем Востоке.
Порядок погрузки лесных грузов требует доработки
За пилматом не заметили леса

Как известно, государство решило поддержать оказавшихся в сложной экономический ситуации лесопромышленников, скорректировав порядок очередности перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Напомним, президентом РФ в феврале 2023 года утвержден перечень поручений по поддержке ЛПК. В частности, правительству совместно с ОАО «РЖД» надлежало пересмотреть вопрос допуска лесных грузов к транспортировке. Соответственно, были внесены изменения во Временные правила определения очередности перевозок. При определенных условиях лесопродукция теперь может получить приоритет в погрузке на лимитирующих направлениях.

Однако поначалу заявки ГУ-12 согласовывались в первую очередь крупным предприятиям российского ЛПК, которые располагают полным производственным циклом от заготовки до переработки древесины, в то время как небольшие компании-производители остались не у дел. В частности, не все экспортеры Сибири являются лесозаготовителями, производителями конечного продукта. А есть базодержатели, арендаторы участков леса, которые занимаются только заготовкой древесины.

В итоге приоритетных грузоотправителей начал определять Минпромторг РФ, основываясь на данных от региональных властей. Далее эта информация направлялась в ЦФТО.
В этом плане ситуация к настоящему времени значительно улучшилась, констатирует замминистра лесного хозяйства Красноярского края Александр Коробкин. Если в начале года со станций региона отправлялось порядка 4 тыс. вагонов в месяц, то сейчас – примерно 7,5–8 тыс., что позволяет перевозить 460 тыс. т груза.

Однако возникла проблема с вывозом круглого леса таких пород, как осина и береза (в отличие от хвойных и других ценных пород деревьев они разрешены к поставкам за рубеж). Согласно Временным правилам приоритет в перевозке на экспорт получает продукция деревопереработки, кругляк к отправке перевозчик фактически не принимают.

«На железнодорожных тупиках уже скопление леса – порядка 400 тыс. куб. м. Кроме того, на местах, на нижних складах, по нашим данным, еще около 1 млн куб. м», – проинформировал А. Коробкин.

Аналогичная проблема сложилась в Хабаровском крае. «Да, с лесосеки берем всю продукцию, и осину и березу. Круглый лес отправлять не можем, хотя он разрешен [к экспорту], но план железнодорожный, ГУ-12 на него не дают. И он бросается либо в тайге, либо затовариваются склады. У нас есть предприятия, которые остановили заготовку, потому что им некуда сбывать эту продукцию», – рассказал министр лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Максим Гулько.

Он уточнил, что в сравнении с другими номенклатурами лесных грузов объем такого кругляка в регионе относительно небольшой. Однако затоваривание складов не позволяет предприятиям ЛПК работать ритмично. К тому же брошенный лес – это убытки для лесников и плохо с точки зрения экологии.

Дело не в том, что лесопромышленники не хотят перерабатывать данную древесину, уточнил А. Коробкин. Но, к примеру, сибирская береза имеет определенную кривизну, оборудование местных предприятий не позволяет ее нормально обрабатывать, тогда как Китай покупает такое сырье.

«Невозможно с лесосеки брать только то, что тебе нужно, – поясняет чиновник. – Чтобы соблюсти лесное законодательство, нужно забирать [на участке] все».

За баланс интересов

В регионах выступают за внесение необработанной древесины во Временные правила определения очередности перевозок. В то же время требуют решения и другие вопросы.

В качестве господдержки в этом году оказывалась серьезная помощь ЛПК Северо-Запада, в том числе для доставки продукции в Китай по сухопутным маршрутам через Восточный полигон. По словам М. Гулько, в каких-то случаях перевозка пиломатериалов в контейнерах за счет субсидирования логистических затрат делала экспорт лесопродукции из северо-западных регионов дешевле, чем у дальневосточных.

«Мы свое конкурентное преимущество, близость к границе, потеряли совсем. И в силу того, что себестоимость заготовки, переработки древесины [на Северо-Западе] ниже по объективным причинам, чем на Дальнем Востоке, наша продукция на рынках Китая пользуется меньшим спросом и значительно потеряла в цене», – рассказал министр лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
Здесь необходимо соблюсти баланс интересов.

Остается нерешенным и такой вопрос, как сушка экспортных лесоматериалов. На продукцию деревообработки при влажности более 22% идет таможенная пошлина. По мысли инициаторов этого нововведения, такая мера должна была стимулировать лесопромышленников больше экспортировать товаров добавленной стоимостью. Однако для широкого круга потребителей лесных грузов в Китая это не нужно, и российские экспортеры никаких бонусов при сбыте продукции не имеют, говорит М. Гулько, хотя и несут затраты на сушку.

«Есть предприятия, которые специально сушат материалы, например, для мебельного производства. Они имеют к цене своей продукции плюсом $20, это нормально. Но большинство отправителей сушат до 22%, чтобы не платить пошлину», – объяснил он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions