• Ставка на полувагон
    2108
    -0.1 %
    руб./сут.
    сентябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.25 -0.22 EUR ЦБ РФ 78.08 0.32
    BTC 6673.12 usd BTC 443161.90 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.10.2017 09:00:44
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Lietuvos gelezinkeliai заплатят за ограничение конкуренции

Lietuvos gelezinkeliai (LG) придется заплатить штраф в размере €28,7 млн за искажение конкурентной среды в результате разобранной в 2008 году в одностороннем порядке железнодорожной ветки из литовского Мажейкяя до латвийской Реньге. Помимо штрафа, который в Литве планируют оспорить или по крайней мере сократить, железнодорожникам придется восстановить участок в 19,5 км до Латвии, что обойдется еще в среднем в €20 млн. О решении суда и назначенном штрафе Европейская комиссия (ЕК) объявила на прошлой неделе.
Lietuvos gelezinkeliai заплатят за ограничение конкуренции
Вчера в Вильнюсе ответственная за конкуренцию комиссар Евросоюза (ЕС) датский политик Маргрет Вестагер обсуждала с представителями власти и профильных министерств ситуацию по нарушению Литвой правил ЕС по конкуренции на рынке железнодорожных грузовых перевозок.

Литовские политики занимают в целом сдержанную позицию, понимая, что уйти от европейского правосудия вряд ли удастся. Согласно законам, у страны есть 3 месяца, чтобы попробовать найти решение по сокращению штрафа. Литовская сторона может подавать жалобу на решение о штрафе в суд ЕС в Люксембурге. Какой путь выберет Литва, станет понятнее после текущих переговоров с еврокомиссаром, которая озвучит доводы, послужившие доказательствами в вынесении обвинения. Возможно, факты столь очевидны и однозначны, что стране нет никакого смысла затевать многомиллионные судебные тяжбы.

После расследования по делу, начавшемуся в 2011 году, ЕК на прошлой неделе выступила с заявлением, что Lietuvos gelezinkeliai виновны в использовании своего контроля над инфраструктурой с целью ослабить конкуренцию в железнодорожной отрасли. «Европейский союз заинтересован в слаженно функционирующем рынке грузовых железнодорожных перевозок. Неприемлемо и недопустимо, чтобы компания, защищая свои интересы, ликвидировала инфраструктуру», – отмечается в одном из последних сообщении ЕК.

К слову, сегодня вопросы нарушения конкуренции в европейской железнодорожной отрасли строго отслеживаются. Как рассказал директор государственной железнодорожной администрации Латвии Юрис Иесалниекс, испанскому монополисту недавно предъявили счет на сумму в €60 млн, доказав и обвинив в дискриминации частных перевозочных компаний.

Ветка в обмен на договор

Так, в 2008 году Lietuvos gelezinkeliai в одностороннем порядке, никого не предупреждая, приняли решение разобрать железнодорожную ветку, идущую от Мажейкяя, где находится подконтрольный польскому нефтеконцерну PKN Orlen НПЗ Orlen Lietuva в сторону Латвии, до Реньге. Пути демонтировали под предлогом их плохого технического состояния.

В тот период между оператором дороги, одним из крупнейших клиентов Lietuvos gelezinkeliai – PKN Orlen – коммерческие отношения не складывались гладко, стороны никак не могли найти выгодного для них решения по тарифам при доставке грузов с НПЗ до клайпедского нефтетерминала Klaipedos nafta. Через него, кстати, до сих пор переваливается в среднем около 4–4,5 млн т из всего объема в 8–9 млн т нефтепродуктов с НПЗ.

Помимо морского экспорта, половина продуктов реализовывалась на внутренних рынках Литвы, Эстонии, Латвии и Украины. И польская сторона начала искать альтернативу, планируя железнодорожные перевозки нефтепродуктов в сторону Рижского порта по короткому маршруту напрямую по литовской стороне через Реньге (от Мажейкяя до границы – 20 км, и еще около 120 км – до латвийской столицы).

В то время нефтепродукты с НПЗ для внутренних нужд Латвии транспортировали в основном через литовский Радвилишкис, и большая часть пути проходила по территории Литвы. Соответственно плата за поездо-км оставалась в стране. Однако этот путь в 1,5 раза длиннее, чем через Реньге, и вполне естественно, что администрация PKN Orlen искала новые маршруты. Но очень скоро Lietuvos gelezinkeliai заключила договор с PKN Orlen. Тогда звучали доводы о том, что выгодные тарифы для польской стороны были представлены в обмен на демонтаж ветки в сторону Реньге. Тем не менее спустя 4 года, в 2011-м польская PKN Orlen все же подала жалобу в ЕК на монополиста Lietuvos gelezinkeliai, и процедура завертелась.

В 2015 году представители ЕК уже вели расследование на территории Литвы.

В ожидании компенсации

На фоне развивающихся событий и решения ЕК, Латвия на прошлой неделе выдвинула официальную ноту Литве с просьбой восстановить железнодорожную ветку через Реньге, и предоставить возможность перевозить грузы в направлении Литва – Латвия.

О каких объемах может идти речь? По словам специалиста по связям с общественностью латвийской железнодорожной компании Latvijas Dzelzcels Мариса Озолса, до 2008 года из Литвы поступало порядка 800–900 тыс. т различных нефтепродуктов с НПЗ Orlen Lietuva. Он допускает, что при благоприятном исходе ситуации Латвия может рассчитывать на объем до 1,5 млн т нефтепродуктов. Есть и другие данные – ИА BNS сообщает со ссылкой на статистику Lietuvos gelezinkeliai, что в 2007 году из Литвы в Латвию через латвийскую станцию Реньге транспортировалось 675 тыс. т нефтепродуктов. И с 2008 года, используя альтернативные маршруты, объемы растут с 480 до 941 тыс. т в год.

Признание виновности Lietuvos gelezinkeliai в искажении конкурентной среды позволяет пострадавшим сторонам рассчитывать на компенсацию. Администрация Рижского порта и латвийская железнодорожная компания не исключают возможности обратиться в суд и потребовать компенсации в связи с ликвидацией путей на участке Мажекяй – Реньге. В прессе называется сумма порядка €8–9 млн в год, исходя из стоимости 1 поездо-км в сегодняшних цифрах и среднем ежегодном тоннаже.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Lietuvos gelezinkeliai повезут грузы Orlen Lietuva в Польшу

Lietuvos gelezinkeliai повезут грузы Orlen Lietuva в Польшу
Контролируемые государством Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) своими локомотивами будут транспортировать в Польшу грузы принадлежащего польскому нефтяному концерну Orlen Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода Orlen Lietuva, передают литовские СМИ со ссылкой на BNS. До сих пор Lietuvos gelezinkeliai производимое компанией топливо перевозили только по Литве.
РЖД-Партнер

Lietuvos gelezinkeliai выплатит государству 34 млн евро дивидендов

Lietuvos gelezinkeliai выплатит государству 34 млн евро дивидендов
Находящаяся в управлении государства компания "Литовские железные дороги" (Lietuvos gelezinkeliai) выплатит за 2017 год €34 млн дивидендов. Это крупнейшая сумма дивидендов, которую компания выплатит государству с 2012 года, передает портал DELFI.lt.
РЖД-Партнер

Gargzdu gelezinkelis не разрешают перевозку грузов от границы до порта

Gargzdu gelezinkelis не разрешают перевозку грузов от границы до порта
Частное литовское железнодорожное предприятие Gargzdu gelezinkelis (GG), предоставляющее услуги маневрирования в Клайпедском порту, не может получить разрешение на перевозку грузов по территории Литвы из-за противодействия государственной компании Lietuvos gelezinkeliai (LG), сообщает The Baltic Course.

  1. ОАО «РЖД» сообщило о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи 100% минус 1 акция АО «Рефсервис». Как это решение повлияет на рынок перевозок скоропортящихся грузов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions