Вчера в Вильнюсе ответственная за конкуренцию комиссар Евросоюза (ЕС) датский политик Маргрет Вестагер обсуждала с представителями власти и профильных министерств ситуацию по нарушению Литвой правил ЕС по конкуренции на рынке железнодорожных грузовых перевозок.
Литовские политики занимают в целом сдержанную позицию, понимая, что уйти от европейского правосудия вряд ли удастся. Согласно законам, у страны есть 3 месяца, чтобы попробовать найти решение по сокращению штрафа. Литовская сторона может подавать жалобу на решение о штрафе в суд ЕС в Люксембурге. Какой путь выберет Литва, станет понятнее после текущих переговоров с еврокомиссаром, которая озвучит доводы, послужившие доказательствами в вынесении обвинения. Возможно, факты столь очевидны и однозначны, что стране нет никакого смысла затевать многомиллионные судебные тяжбы.
После расследования по делу, начавшемуся в 2011 году, ЕК на прошлой неделе выступила с заявлением, что Lietuvos gelezinkeliai виновны в использовании своего контроля над инфраструктурой с целью ослабить конкуренцию в железнодорожной отрасли. «Европейский союз заинтересован в слаженно функционирующем рынке грузовых железнодорожных перевозок. Неприемлемо и недопустимо, чтобы компания, защищая свои интересы, ликвидировала инфраструктуру», – отмечается в одном из последних сообщении ЕК.
К слову, сегодня вопросы нарушения конкуренции в европейской железнодорожной отрасли строго отслеживаются. Как рассказал директор государственной железнодорожной администрации Латвии Юрис Иесалниекс, испанскому монополисту недавно предъявили счет на сумму в €60 млн, доказав и обвинив в дискриминации частных перевозочных компаний.
Ветка в обмен на договор
Так, в 2008 году Lietuvos gelezinkeliai в одностороннем порядке, никого не предупреждая, приняли решение разобрать железнодорожную ветку, идущую от Мажейкяя, где находится подконтрольный польскому нефтеконцерну PKN Orlen НПЗ Orlen Lietuva в сторону Латвии, до Реньге. Пути демонтировали под предлогом их плохого технического состояния.
В тот период между оператором дороги, одним из крупнейших клиентов Lietuvos gelezinkeliai – PKN Orlen – коммерческие отношения не складывались гладко, стороны никак не могли найти выгодного для них решения по тарифам при доставке грузов с НПЗ до клайпедского нефтетерминала Klaipedos nafta. Через него, кстати, до сих пор переваливается в среднем около 4–4,5 млн т из всего объема в 8–9 млн т нефтепродуктов с НПЗ.
Помимо морского экспорта, половина продуктов реализовывалась на внутренних рынках Литвы, Эстонии, Латвии и Украины. И польская сторона начала искать альтернативу, планируя железнодорожные перевозки нефтепродуктов в сторону Рижского порта по короткому маршруту напрямую по литовской стороне через Реньге (от Мажейкяя до границы – 20 км, и еще около 120 км – до латвийской столицы).
В то время нефтепродукты с НПЗ для внутренних нужд Латвии транспортировали в основном через литовский Радвилишкис, и большая часть пути проходила по территории Литвы. Соответственно плата за поездо-км оставалась в стране. Однако этот путь в 1,5 раза длиннее, чем через Реньге, и вполне естественно, что администрация PKN Orlen искала новые маршруты. Но очень скоро Lietuvos gelezinkeliai заключила договор с PKN Orlen. Тогда звучали доводы о том, что выгодные тарифы для польской стороны были представлены в обмен на демонтаж ветки в сторону Реньге. Тем не менее спустя 4 года, в 2011-м польская PKN Orlen все же подала жалобу в ЕК на монополиста Lietuvos gelezinkeliai, и процедура завертелась.
В 2015 году представители ЕК уже вели расследование на территории Литвы.
В ожидании компенсации
На фоне развивающихся событий и решения ЕК, Латвия на прошлой неделе выдвинула официальную ноту Литве с просьбой восстановить железнодорожную ветку через Реньге, и предоставить возможность перевозить грузы в направлении Литва – Латвия.
О каких объемах может идти речь? По словам специалиста по связям с общественностью латвийской железнодорожной компании Latvijas Dzelzcels Мариса Озолса, до 2008 года из Литвы поступало порядка 800–900 тыс. т различных нефтепродуктов с НПЗ Orlen Lietuva. Он допускает, что при благоприятном исходе ситуации Латвия может рассчитывать на объем до 1,5 млн т нефтепродуктов. Есть и другие данные – ИА BNS сообщает со ссылкой на статистику Lietuvos gelezinkeliai, что в 2007 году из Литвы в Латвию через латвийскую станцию Реньге транспортировалось 675 тыс. т нефтепродуктов. И с 2008 года, используя альтернативные маршруты, объемы растут с 480 до 941 тыс. т в год.
Признание виновности Lietuvos gelezinkeliai в искажении конкурентной среды позволяет пострадавшим сторонам рассчитывать на компенсацию. Администрация Рижского порта и латвийская железнодорожная компания не исключают возможности обратиться в суд и потребовать компенсации в связи с ликвидацией путей на участке Мажекяй – Реньге. В прессе называется сумма порядка €8–9 млн в год, исходя из стоимости 1 поездо-км в сегодняшних цифрах и среднем ежегодном тоннаже.
Автор: Наталия Вострухова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.