RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
14.09.2016 15:41:50
РЖД-Партнер

Эффективность нового масштаба

Сегмент перевозок грузов в танк-контейнерах показывает небольшой, но устойчивый рост. Это связано не только с выбытием отслужившего свой срок парка специализированных вагонов-цистерн, но и с тем, что данный способ транспортировки грузов уже положительно зарекомендовал себя. Основными драйверами роста являются ощутимые конкурентные преимущества, которые обеспечивает такого рода доставка. Использование танк-контейнеров позволяет экономить на доставке и расширять перечень перевозимых в них номенклатур. Однако излишнее регулирование рынка несет в себе риски замедления темпов контейнеризации грузопотоков.

Международная практика


Темпы роста доставки химических наливных грузов и сжиженных газов в танк-контейнерах с каждым годом увеличиваются – и не случайно. Мировой опыт показывает, что именно такой способ транспортировки позволяет более качественно, в отличие от использования стандартного подвижного состава, обеспечивать скорость и безопасность перевозки. Объем контейнерных перевозок неуклонно растет, в ряде европейских портов он уже превышает 90% всего грузооборота. «В частности, танк-контейнеров в мире сейчас эксплуатируется порядка 394 тыс. ед., из них в России – 8–10 тыс.», – подчеркивает начальник отдела по техническому наблюдению за контейнерами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Александр Фетисов.
Вместе с тем Ространснадзор считает, что на российских железных дорогах должен появиться документ, регламентирующий порядок эксплуатации и регистрации танк-контейнеров для перевозки опасных грузов. Этой теме было посвящено совещание у заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергея Васильева. По итогам встречи Росжелдору было рекомендовано подготовить проект соответствующего документа. В нем, по мнению Ространснадзора, должны быть ужесточены требования к эксплуатации и регистрации танк-контейнеров для перевозки опасных грузов. При этом было обращено внимание на несколько ключевых моментов.
Во-первых, в ОАО «РЖД» нет сводных инструкций, регламентирующих порядок использования танк-контейнеров, тогда как процессы, связанные с перевозкой той же номенклатуры в железнодорожных цистернах, обстоятельно прописаны в правилах. Во-вторых, по отношению к владельцам танк-контейнеров нет требования обязательного прохождения ими процедур сертификации – опять-таки в отличие от собственников вагонов-цистерн. В-третьих, в Росжелдоре не ведется реестр танк-контейнеров для перевозки опасных грузов.

Учет и контроль

Использование танк-контейнеров для транспортировки опасных грузов на сети российских железных дорог, как пояснили в ОАО «РЖД», регламентируется рядом документов, которые относятся к перевозке опасных грузов и контейнеров. Кроме того, как уточнил глава секции опасных и специальных грузов транспортного дивизиона Европейской экономической комиссии Оливье Кервелла, необходимо учитывать, что танк-контейнер – универсальный вид тары, используемый на различных видах транспорта. И он должен соответствовать международным требованиям, в основе которых – рекомендации ООН. В них указано, что в каждой стране должен быть уполномоченный орган, который занимается сертификацией и испытаниями танк-контейнеров (контейнеров-цистерн).
В России таким органом является Российский морской регистр судоходства (РС), работающий на рынке контейнерных перевозок с 1973 года, когда СССР присоединился к Международной конвенции по безопасным контейнерам и Таможенной конвенции, касающейся контейнеров. Сейчас на территории постсоветского пространства РС представляет Международное бюро по контейнерам (BIC) и является полноправным членом Международной организации по контейнерам-цистернам. Регистр включен в перечень уполномоченных компетентных организаций от РФ по Международному морскому кодексу по опасным грузам. Таким образом, РС определен как национальный компетентный орган по техническому контролю за танк-контейнерами, который устанавливает технические требования и методы испытаний для них при перевозках железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в прямом и смешанном сообщении.
По данным специалистов РС, в силу того что танк-контейнеры используют при смешанных перевозках, требования к ним на различных видах транспорта могут различаться. В соответствии с рекомендациями ООН по смешанной перевозке при доставке опасных грузов классов 2–9 в случаях, когда для одного из видов транспорта применены менее строгие требования, это специально указывается. Тогда рассматриваются решения, которые обеспечивают по крайней мере равную безопасность при использовании этих цистерн в отношении совместимости материалов с перевозимыми веществами и эквивалентной или большей стойкости против ударов, нагрузок и огня.
В РФ действуют общие требования к конструкции и эксплуатации танк-контейнеров. При этом в сертификате должны быть указаны вещество или группа веществ, допускаемых к перевозке. А все части конструкции танк-контейнера, предназначенные для подъема или крепления, должны подвергаться специальным, признанным на международном уровне испытаниям. На практике большинство перевозок опасных грузов выполняются с перевалкой на морские суда. Поэтому фактически для них применяются морские стандарты, которые по ряду параметров жестче, чем для сухопутных перевозок. В частности, по используемым материалам конструкций, выполнению сварных швов, патрубков, изоляции, клапанов, трубопроводов. Как подчеркнул представитель ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», выпускающего танк-контейнеры, все эти требования учитываются производителями. Ведь именно РС ведет работу в сфере технического наблюдения при проектировании, изготовлении контейнеров-цистерн и осуществляет освидетельствование контейнеров-цистерн в эксплуатации, в том числе при их изготовлении в России.

Успех на деле


Все это доказывает: у нас в стране сложилась достаточно эффективная система регулирования перевозок опасных грузов в танк-контейнерах. Действующая процедура прозрачна и понятна как отечественным, так и зарубежным компаниям-операторам. Что наиболее важно, она обеспечивает необходимый уровень безопасности и оперативности. РС осуществляет техническое наблюдение за контейнерами всех типов на протяжении их жизненного цикла – от проектирования до завершения эксплуатации. Как считает большинство представителей операторского сообщества, дополнительное регулирование данного рынка может оказаться избыточным. Некоторые требования, которые рассматривает Ространснадзор, могут поставить административные барьеры для дальнейшего развития танк-контейнерных перевозок в РФ, а в ряде случаев – создать преференции отдельным производителям такой тары.
Практика перевозок опасных грузов по российским железным дорогам показывает, что морские танк-контейнеры, используемые для этой цели в РФ, по некоторым параметрам являются даже более надежным оборудованием, чем цистерны. Например, по огнестойкости, противостоянию негативному влиянию мороза и жары. Они также обладают повышенной ударопрочностью. Транспортировка по железной дороге танк-
контейнеров осуществляется как на специализированных, так и на обычных платформах. Но на каких именно? Этот вопрос представляется Ространснадзору недостаточно проработанным. И требования к платформам могут быть ужесточены, когда речь идет об опасных грузах.
Конечно, необходимо учитывать, что к опасным грузам относятся ядохимикаты, легковоспламеняющиеся и едкие вещества. Несоблюдение норм и правил доставки таких номенклатур может привести к непредсказуемым последствиям. Некоторые пробелы в правилах, связанных с эксплуатацией танк-контейнеров на железных дорогах, целесообразно заполнить. Однако беспокойство у грузовладельцев и операторов вызывает то, до какой степени Росжелдор может углубиться в регулирование танк-контейнерных перевозок. Ведь их можно так зарегулировать, что у игроков просто-напросто не останется стимулов для развития. А этот рынок очень перспективный.
В целом в России пока недостаточно наработана практика использования танк-контейнеров в перевозочном процессе. Несмотря на это данный сегмент показывает положительную динамику, а производители выходят на рынок с новыми продуктами.


Преимущества перевозки грузов в контейнерах
– производительность грузовых работ возрастает в 8–10 раз
– себестоимость грузовых работ снижается в 7–10 раз
– повышается сохранность груза, поскольку при перегрузке контейнера товар находится в закрытой металлической упаковке, роль которой играет сам контейнер
– возможность доставки любым видом транспорта
– осуществление контейнерных перевозок по единым документам
– всемирная стандартизация габаритов и линейных размеров данного вида погрузки

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Rail Baltica – политический проект Европы

Rail Baltica – политический проект Европы
РЖД-Партнер

Предъявляем документики!

Предъявляем документики!
Для грузовладельца или транспортной компании заключение договоров с ОАО «РЖД» является обязательным условием осуществления любой отправки. При этом желание перевозчика предусмотреть все возможные нюансы оказания услуг и заранее оговорить их в различных документах абсолютно понятно. Тем не менее грузоотправители констатируют: существующий порядок документального оформления взаимодействия с владельцем инфраструктуры слишком сложен и должен быть упрощен. 
РЖД-Партнер

Операторы хотят больше субсидий

Операторы хотят больше субсидий
15 марта 2016 года должно было завершиться общественное обсуждение, а также антикоррупционная экспертиза проекта постановления правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета покупателям продукции вагоностроения на компенсацию части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава», где содержится положение о единовременной субсидии покупателю в размере 300 тыс. руб. при приобретении инновационного вагона.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions