+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.09.2016 15:41:50
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Эффективность нового масштаба

Сегмент перевозок грузов в танк-контейнерах показывает небольшой, но устойчивый рост. Это связано не только с выбытием отслужившего свой срок парка специализированных вагонов-цистерн, но и с тем, что данный способ транспортировки грузов уже положительно зарекомендовал себя. Основными драйверами роста являются ощутимые конкурентные преимущества, которые обеспечивает такого рода доставка. Использование танк-контейнеров позволяет экономить на доставке и расширять перечень перевозимых в них номенклатур. Однако излишнее регулирование рынка несет в себе риски замедления темпов контейнеризации грузопотоков.

Международная практика


Темпы роста доставки химических наливных грузов и сжиженных газов в танк-контейнерах с каждым годом увеличиваются – и не случайно. Мировой опыт показывает, что именно такой способ транспортировки позволяет более качественно, в отличие от использования стандартного подвижного состава, обеспечивать скорость и безопасность перевозки. Объем контейнерных перевозок неуклонно растет, в ряде европейских портов он уже превышает 90% всего грузооборота. «В частности, танк-контейнеров в мире сейчас эксплуатируется порядка 394 тыс. ед., из них в России – 8–10 тыс.», – подчеркивает начальник отдела по техническому наблюдению за контейнерами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Александр Фетисов.
Вместе с тем Ространснадзор считает, что на российских железных дорогах должен появиться документ, регламентирующий порядок эксплуатации и регистрации танк-контейнеров для перевозки опасных грузов. Этой теме было посвящено совещание у заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергея Васильева. По итогам встречи Росжелдору было рекомендовано подготовить проект соответствующего документа. В нем, по мнению Ространснадзора, должны быть ужесточены требования к эксплуатации и регистрации танк-контейнеров для перевозки опасных грузов. При этом было обращено внимание на несколько ключевых моментов.
Во-первых, в ОАО «РЖД» нет сводных инструкций, регламентирующих порядок использования танк-контейнеров, тогда как процессы, связанные с перевозкой той же номенклатуры в железнодорожных цистернах, обстоятельно прописаны в правилах. Во-вторых, по отношению к владельцам танк-контейнеров нет требования обязательного прохождения ими процедур сертификации – опять-таки в отличие от собственников вагонов-цистерн. В-третьих, в Росжелдоре не ведется реестр танк-контейнеров для перевозки опасных грузов.

Учет и контроль

Использование танк-контейнеров для транспортировки опасных грузов на сети российских железных дорог, как пояснили в ОАО «РЖД», регламентируется рядом документов, которые относятся к перевозке опасных грузов и контейнеров. Кроме того, как уточнил глава секции опасных и специальных грузов транспортного дивизиона Европейской экономической комиссии Оливье Кервелла, необходимо учитывать, что танк-контейнер – универсальный вид тары, используемый на различных видах транспорта. И он должен соответствовать международным требованиям, в основе которых – рекомендации ООН. В них указано, что в каждой стране должен быть уполномоченный орган, который занимается сертификацией и испытаниями танк-контейнеров (контейнеров-цистерн).
В России таким органом является Российский морской регистр судоходства (РС), работающий на рынке контейнерных перевозок с 1973 года, когда СССР присоединился к Международной конвенции по безопасным контейнерам и Таможенной конвенции, касающейся контейнеров. Сейчас на территории постсоветского пространства РС представляет Международное бюро по контейнерам (BIC) и является полноправным членом Международной организации по контейнерам-цистернам. Регистр включен в перечень уполномоченных компетентных организаций от РФ по Международному морскому кодексу по опасным грузам. Таким образом, РС определен как национальный компетентный орган по техническому контролю за танк-контейнерами, который устанавливает технические требования и методы испытаний для них при перевозках железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в прямом и смешанном сообщении.
По данным специалистов РС, в силу того что танк-контейнеры используют при смешанных перевозках, требования к ним на различных видах транспорта могут различаться. В соответствии с рекомендациями ООН по смешанной перевозке при доставке опасных грузов классов 2–9 в случаях, когда для одного из видов транспорта применены менее строгие требования, это специально указывается. Тогда рассматриваются решения, которые обеспечивают по крайней мере равную безопасность при использовании этих цистерн в отношении совместимости материалов с перевозимыми веществами и эквивалентной или большей стойкости против ударов, нагрузок и огня.
В РФ действуют общие требования к конструкции и эксплуатации танк-контейнеров. При этом в сертификате должны быть указаны вещество или группа веществ, допускаемых к перевозке. А все части конструкции танк-контейнера, предназначенные для подъема или крепления, должны подвергаться специальным, признанным на международном уровне испытаниям. На практике большинство перевозок опасных грузов выполняются с перевалкой на морские суда. Поэтому фактически для них применяются морские стандарты, которые по ряду параметров жестче, чем для сухопутных перевозок. В частности, по используемым материалам конструкций, выполнению сварных швов, патрубков, изоляции, клапанов, трубопроводов. Как подчеркнул представитель ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», выпускающего танк-контейнеры, все эти требования учитываются производителями. Ведь именно РС ведет работу в сфере технического наблюдения при проектировании, изготовлении контейнеров-цистерн и осуществляет освидетельствование контейнеров-цистерн в эксплуатации, в том числе при их изготовлении в России.

Успех на деле


Все это доказывает: у нас в стране сложилась достаточно эффективная система регулирования перевозок опасных грузов в танк-контейнерах. Действующая процедура прозрачна и понятна как отечественным, так и зарубежным компаниям-операторам. Что наиболее важно, она обеспечивает необходимый уровень безопасности и оперативности. РС осуществляет техническое наблюдение за контейнерами всех типов на протяжении их жизненного цикла – от проектирования до завершения эксплуатации. Как считает большинство представителей операторского сообщества, дополнительное регулирование данного рынка может оказаться избыточным. Некоторые требования, которые рассматривает Ространснадзор, могут поставить административные барьеры для дальнейшего развития танк-контейнерных перевозок в РФ, а в ряде случаев – создать преференции отдельным производителям такой тары.
Практика перевозок опасных грузов по российским железным дорогам показывает, что морские танк-контейнеры, используемые для этой цели в РФ, по некоторым параметрам являются даже более надежным оборудованием, чем цистерны. Например, по огнестойкости, противостоянию негативному влиянию мороза и жары. Они также обладают повышенной ударопрочностью. Транспортировка по железной дороге танк-
контейнеров осуществляется как на специализированных, так и на обычных платформах. Но на каких именно? Этот вопрос представляется Ространснадзору недостаточно проработанным. И требования к платформам могут быть ужесточены, когда речь идет об опасных грузах.
Конечно, необходимо учитывать, что к опасным грузам относятся ядохимикаты, легковоспламеняющиеся и едкие вещества. Несоблюдение норм и правил доставки таких номенклатур может привести к непредсказуемым последствиям. Некоторые пробелы в правилах, связанных с эксплуатацией танк-контейнеров на железных дорогах, целесообразно заполнить. Однако беспокойство у грузовладельцев и операторов вызывает то, до какой степени Росжелдор может углубиться в регулирование танк-контейнерных перевозок. Ведь их можно так зарегулировать, что у игроков просто-напросто не останется стимулов для развития. А этот рынок очень перспективный.
В целом в России пока недостаточно наработана практика использования танк-контейнеров в перевозочном процессе. Несмотря на это данный сегмент показывает положительную динамику, а производители выходят на рынок с новыми продуктами.


Преимущества перевозки грузов в контейнерах
– производительность грузовых работ возрастает в 8–10 раз
– себестоимость грузовых работ снижается в 7–10 раз
– повышается сохранность груза, поскольку при перегрузке контейнера товар находится в закрытой металлической упаковке, роль которой играет сам контейнер
– возможность доставки любым видом транспорта
– осуществление контейнерных перевозок по единым документам
– всемирная стандартизация габаритов и линейных размеров данного вида погрузки

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions