+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.12.2017 15:30:53
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Дать шанс пригороду

Регуляторы совместно с РЖД и ППК создают условия для реального развития пассажирского железнодорожного комплекса
Организация эффективного пригородного железнодорожного сообщения и актуальные проблемы отрасли активно обсуждаются в обществе уже не первый год. Высокую социальную значимость пригородного пассажирского комплекса подтверждают как профессиональные эксперты, так и простые люди, для которых электричка зачастую становится единственным способом передвижения. Свидетельствуют об этом и результаты различных опросов населения. В последнее время вопросы развития пригорода находятся в зоне пристального внимания высшего руководства государства. Данной теме был посвящено даже специальное заседание Госсовета под председательством президента РФ. И это вовсе не случайность. Отрасль сейчас переживает важнейший период – меняется регуляторная модель, формируются концептуальные предпосылки ее перехода к стадии устойчивого развития. 

Вагоны наперечет

На днях фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел исследование, посвященное теме пригородного железнодорожного сообщения. Авторитетная социологическая компания опросила ведущих российских экспертов в сфере пригородных железнодорожных перевозок, развития агломерации и региональной проблематики. Согласно данным исследования, одним из наиболее острых вопросов отрасли является старение подвижного состава. По оценкам экспертов, без срочных мер по обновлению парка вагонов их дефицит к 2020 году может составить 1,4 тыс. ед.

«Лишь малая часть компаний по объективным причинам реализует собственные инвестиционные программы по приобретению мотор-вагонного подвижного состава. Практически все из них осуществляют свою деятельность в крупных и пассажиронапряженных агломерациях. К таким компаниям, например, относятся ОАО «Центральная ППК», ОАО «Северо-Западная ППК», – сообщил ведущий эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Денис Чернов.

Как отметили специалисты в исследовании ФОМ, лидер отрасли ЦППК планирует обновить до 70% парка к 2028 году. Эксперты подчеркивают, что ЦППК – единственный перевозчик в стране, который осуществляет стратегическую программу развития, системно обновляя подвижной состав и дорожную инфраструктуру, а также внедряя передовые сервисные технологии. 

Вместе с тем, нельзя забывать, что ЦППК – это далеко не весь пригородный комплекс, который в целом по-прежнему испытывает серьезные затруднения с закупкой новых поездов. Нехватка средств на обновление парка сказывается не только на удобстве и комфорте пассажиров, но и на их безопасности. Как правило, региональные ППК арендуют парк у ОАО «РЖД», отмечают участники опроса ФОМ. И если у ЦППК около 20% собственных поездов, то остальные пригородные компании арендуют электрички. Это очень старый подвижной состав, так как ППК не имеют источников для его обновления в силу финансовой несостоятельности. Как подчеркивают эксперты, проблема здесь в том, что включение подобного вида расходов в себестоимость перевозок законодательно не предусмотрено.

Сила в законах

Эксперты, опрошенные ФОМ, также обратили внимание на то, что многие региональные пригородные компании фактически либо балансируют на грани безубыточности, либо являются убыточными. В значительной степени это связано с разногласиями по вопросу выпадающих доходов между ППК и региональными властями, при этом механизм межбюджетных трансфертов из центра дотационным регионам для компенсации выпадающих доходов ППК пока окончательно не сформирован. В то же время эксперты заостряют внимание на том, что власти не должны рассматривать пригородный транспорт как социальную обузу, поскольку предоставляемые на его бесперебойную работу субсидии окупаются налоговыми поступлениями, в том числе полученными за счет трудовой миграции, а также посредством других прямых и синергетических эффектов.

Кроме того, как полагают участники исследования ФОМ, сфера пригородных перевозок находится в переходной фазе, а для ее развития нужно соблюсти ряд условий, включающих в том числе и совершенствование нормативно-правовой базы. По словам опрошенных ФОМ специалистов, работа в этом направлении уже ведется. В частности, речь идет о внесенном Минтрансом России в правительство законопроекте «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ».

Эксперты полагают, что новый документ может стать инструментом повышения эффективности работы отрасли. Советник министра транспорта РФ Юрий Елизарьев отмечает, что законопроект призван обеспечить привязку тарифов на пригородные перевозки к долгосрочным параметрам экономической деятельности, которая позволит осуществлять финансовое планирование на весь инвестиционный цикл – от закупки либо модернизации подвижного состава до его полной амортизации.

Положения закона защищают права кредиторов, поддерживающих инвестиции в экономику перевозчиков в рамках их обязательств по организационным договорам, и тем самым повышают доступность кредитов для ППК. По замыслу разработчиков законопроекта, в дальнейшем долгосрочные организационные договора позволят перевозчикам закупать подвижной состав на привлеченные финансовые средства, что поможет решить проблемы обновления подвижного состава, а также будет способствовать повышению качества услуг для пассажиров.

Данным механизмом уже воспользовалась Центральная ППК, которая сотрудничает с властями Москвы, Московской и Рязанской областей на основе долгосрочных соглашений. Участники опроса ФОМ считают, что этот опыт ЦППК должен стать моделью для российских регионов и тиражироваться по стране. В Департаменте транспорта Москвы отмечают, что стратегическое сотрудничество с ЦППК на основе долгосрочных соглашений помогает также реализовывать такие крупномасштабные проекты, как Московские центральные диаметры (МЦД).

Кроме того, эксперты обратили внимание на существенный вклад в формирование обновленной нормативно-правовой базы со стороны ФАС России. Регулятор по поручению высшего руководства страны разработал новые методики формирования тарифов для пригородного комплекса, что позволит обеспечить большую прозрачность и обоснованность тарифообразования.

В целом по словам опрошенных ФОМ экспертов новая нормативно-правовая база наряду со стратегической поддержкой со стороны государства (правительством при содействии Минтранса России и РЖД на долгосрочной основе установлен нулевой НДС на пригородные пассажирские перевозки и льготный коэффициент 0,01 к тарифу за пользование инфраструктурой) станет прочным фундаментом для решения ключевых задач отрасли.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions