+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2017 15:53:08
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Армянский урок Баку – Тбилиси – Карс

Прошло несколько недель с момента открытия железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (БТК), и первый груз уже был успешно доставлен в Турцию. Открытие БТК было расценено как революционное событие в региональной политике, и Россия начала говорить о начале строительства нового железнодорожного пути. Между тем Ереван начал выяснять причины провала проекта, который мог бы стать альтернативой железнодорожной ветке Баку – Тбилиси – Карс.
Поскольку Россия поняла, что она может остаться за бортом Нового шелкового пути, президент Владимир Путин объявил о строительстве нового скоростного железнодорожного пути через Казахстан. Кремль считает, что эта северная железная дорога будет конкурировать с южным маршрутом или Баку-Тбилиси-Карс. Примечательно, что Россия связана с Китаем Транссибирским маршрутом. Тем не менее грузовые вагоны там двигаются достаточно медленно. На вопрос о том, почему железнодорожный Шелковый путь не может пройти через Россию, посол Китая в России Ли Хуэй ответил: “Каждый имеет право участвовать в проекте Нового шелкового пути, в том числе и Россия. Тем не менее все должны знать, что эта дорога не является маршрутом из точки А в точку Б или маршрутом, по которому может пройти караван верблюдов." Помимо вопроса скорости, у китайцев есть и другие опасения, один из которых – политические риски.

Тем временем в Армении с момента открытия железной дороги БТК начались серьезные дебаты по вопросу территории Джавахети. СМИ писали, что железная дорога дала Тбилиси возможность установить полный контроль над регионом и даже решить проблему Джавахети.

БТК оживит спящий Джавахети, муниципалитет Ахалкалаки, густонаселенный армянами, и предложит новые рабочие места, что, конечно, приведет к сокращению сепаратизма. Но упоминание об этом железнодорожном маршруте в Ереване, как правило, порождает только одну ассоциацию – изоляция Армении. Действительно, после того как железная дорога начала функционировать, Армения оказалась изолированной от всех международных транспортных проектов. Единственный международный транспортный проект, Арташат – Мегри, который должен был соединить Армению с иранской транспортной сетью, провалился, и сейчас обсуждается строительство транспортного коридора между Азербайджаном и Ираном. Так Армения оказалась без железнодорожного сообщения с внешним миром. Правительство Армении использует все предоставленные возможности, чтобы обвинить Грузию в этой изоляции, хотя все знают, что официальный Тбилиси не имеет к этому никакого отношения.

В 2008 году Армения имела шанс разорвать этот порочный круг, процесс получил даже название “футбольная дипломатия”, так как был связан с игрой между сборными Турции и Армении, запланированной в Ереване. Президент Турции Абдулла Гюль посетил матч. Параллельно с этим процессом армянская сторона инициировала беспрецедентные работы по реконструкции 12-километрового участка железной дороги Гюмри – Карс, который проходил через Армению. Цель реставрационных работ не была озвучена, но все знали: если политический диалог между двумя странами завершится успешно, одним из первых важных результатов станет открытие указанного железнодорожного пути, который имел бы важное значение для Армении. Однако процесс провалился: армянские националисты обвинили правительство в "продаже" Карабаха, и этот проект канул в Лету. Затем последовала железная дорога Тбилиси – Гюмри – Карс, которая могла бы стать альтернативой проекту Баку – Тбилиси – Карс. Вот что происходит, когда цифры и экономика замещаются огульным патриотизмом. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions