+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2018 17:00:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – апрель 2018 г.)

По итогам работы за январь – апрель 2018 года можно констатировать, что темпы роста контейнерооборота вновь превышают динамику грузооборота. Однако не все бассейны растут равномерно.
Грузы перетекают из порта в порт

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), грузооборот морских портов России за январь – апрель 2018-го составил 260,1 млн т, что на 3,7% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Объем перевалки сухогрузов составил 122,5 млн т (+10%), в том числе угля – 49 млн т (+3,4%), грузов в контейнерах – 17,2 млн т (+12,9%), зерна – 18 млн т (рост в 1,6 раза), черных металлов – 10,8 млн т (+11,1%), минеральных удобрений – 6 млн т (+8,4%), руда – 2 млн т (+5,1%), лесные – 1,7 млн т (+2,6%). Объем перевалки наливных грузов немного снизился до 137,6 млн т (-1,3% к январю – апрелю 2017 г.), в том числе сырой нефти – до 80,4 млн т (-5,8%), в тоже время перевалка нефтепродуктов увеличилась до 48,3 млн т (+1,7%) и сжиженного газа – до 7,1 млн т (+40,5%). Что касается внешнеторговых грузов, то можно отметить, что объем экспорта вырос до 202 млн т (+2,5% к уровню прошлого года), импорта – до 11,9 млн т (+10,1%), транзит увеличился до 21,2 млн т (+13,8%), каботаж – 24,9 млн т (+2,9%).

Отметим, что наиболее высокие темпы роста демонстрируют порты Каспийского бассейна – 47,4%, которые несколько лет простаивали без дела. Большую долю пока составляют сухогрузы – 1 млн т (+16,1% к уровню 2017 г.). Однако наиболее высокую положительную динамику демонстрируют наливные грузы – рост в 2,3 раза, а физический объем составил 0,7 млн т. Практически в 3 раза увеличили объем перевалки стивидоры ООО «Астраханский порт «Развитие» и АО «ММТП», а АО «Морской торговый порт Оля» – в 2 раза.

А вот стивидоры Балтийского и Дальневосточного бассейнов снизили объем перевалки на 1,3% и 0,4% соответственно. На Северо-Западе сокращается в основном перевалка наливных грузов. Уже до 46,7 млн т (-8,6% к январю – апрелю 2017 г.). При этом объем перерабатываемых стивидорами сухих грузов продолжает расти. Данный показатель по итогам четырех месяцев 2018-го составил 35 млн т, что выше уровня прошлого года на 10,4%. Если объем перевалки сухогрузов на Дальнем Востоке медленно, но все-таки растет (+1,9% к уровню 2017 г., до 38,2 млн т), то наливных грузов – снижается (на 3,9%, 24,6 млн т).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна за 4 месяца 2018 года перегрузили 25,6 млн т грузов, что на 12,5% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Основную долю в структуре грузопотока занимают наливные грузы. Их с начала года было перевалено 16,5 млн т (+16,9 млн т к уровню 2017 г.), а сухогрузов – 9,1 млн т (+5,2%). Рост обеспечивают такие развивающиеся порты, как Мурманск, стивидоры которого перевалили 17,3 млн т (+5,8%), Сабетта – 4,1 млн т (рост в 2 раза) и Архангельск – 0,9 млн т (+29,5%).

С начала года объем перевалки грузов в портах Азово-Черноморского бассейна составил 88,2 млн т, что на 8,9% выше, чем за четыре месяца 2017-го. Наиболее высокую динамику демонстрирует перевалка сухогрузов – 39,2 млн т (+19,8%). Объем обрабатываемых наливных грузов остался практически на уровне прошлого года – 49 млн т (+1,5%).

Контейнеры продолжают рост

По данным АСОП, с начала года контейнерооборот российских портов составил 1,7 млн TEU. Это на 13,8% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Увеличился объем как груженых (на 13,2%, до 1,3 млн TEU), так и порожних контейнеров (на 15,6%, до 394 тыс. TEU). Из них объем рефрижераторных контейнеров увеличился на 20,4%, до 192 тыс. TEU.

Объем переработки внешнеторговых грузов стабильно увеличивается: экспортный поток вырос на 14,9%, до 695,1 тыс. TEU, а импортный – на 14,7%, до 713 тыс. TEU. Каботаж также демонстрирует положительную динамику – рост на 8,6% по сравнению январем – апрелем 2017 года, до 217,7 тыс. TEU. Рост транзита составил 4,4%. С начала года было обработано 22,5 тыс. TEU таких грузов в контейнерах.

Наиболее высокие темпы роста демонстрируют стивидоры Азово-Черноморского бассейна, которые переработали 307,1 тыс. TEU, увеличив свои показатели по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 22,4%. Во внешнеторговом направлении было перегружено по 151 тыс. TEU. Однако темпы роста импорта превышают показатели экспорта: 24,1% против 20,8%. Объем транзитных контейнеров за 4 месяца вырос на 44,5% и составил 328 тыс. TEU. Каботаж в структуре контейнерооборота портов Азово-Черноморского бассейна занимает самую незначительную долю: с начала года объем составил 4,6 тыс. TEU, что на 18,8% выше, чем за аналогичный период 2017-го.

На втором месте по темпам роста порты Дальневосточного бассейна с результатом 487 тыс. TEU (+14,7%). Наиболее высокие темпы роста демонстрируют импорт – рост 19,1%, до 149,7 тыс. TEU, а также экспорт – 17,3%, 151 тыс. TEU. Объем транзитных контейнеров остался практически на уровне прошлого года – 22,1 тыс. TEU против 21,2 тыс. TEU (+4% к январю – апрелю 2017 г.). Каботаж составил 165 тыс. TEU, что на 10,3% выше, чем по итогам четырех месяцев 2017-го.

Третью позицию занимают порты Балтийского бассейна – 804 тыс. TEU (+11,1%). При этом отправка грузов увеличивается как в экспортном, так и в импортном направлениях: на 12%, до 392,6 тыс. TEU, и на 10,2%, до 411,4 тыс. TEU.

Контейнерооборот портов Арктики остался практически на уровне прошлого года – 49 тыс. TEU (+2,4%). При этом наиболее высокую динамику показала перевалка контейнеров в импортном направлении – рост 27,8%. Однако объем таких контейнеров по-прежнему незначительный – 418 TEU. Объем экспорта в физическом выражении еще ниже – 169 TEU и продолжает сокращаться (с начала года снижение составило 1,2%). При этом основную долю контейнерооборота (98,8%) составляет каботаж – 48,4 тыс. TEU. Объем перевозок между российскими портами также вырос на 2,2%.

Если в прошлом году порты Каспийского бассейна наращивали контейнерообот, то с начала текущего года он снижается. За январь – апрель было обработано 763 TEU, что ниже на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта составил 306 TEU (+13,3% к уровню прошлого года), импорта – 313 TEU (+4,6%). Каботаж составил 144 TEU. Этот показатель уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 7,1%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions