+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2018 17:00:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – апрель 2018 г.)

По итогам работы за январь – апрель 2018 года можно констатировать, что темпы роста контейнерооборота вновь превышают динамику грузооборота. Однако не все бассейны растут равномерно.
Грузы перетекают из порта в порт

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), грузооборот морских портов России за январь – апрель 2018-го составил 260,1 млн т, что на 3,7% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Объем перевалки сухогрузов составил 122,5 млн т (+10%), в том числе угля – 49 млн т (+3,4%), грузов в контейнерах – 17,2 млн т (+12,9%), зерна – 18 млн т (рост в 1,6 раза), черных металлов – 10,8 млн т (+11,1%), минеральных удобрений – 6 млн т (+8,4%), руда – 2 млн т (+5,1%), лесные – 1,7 млн т (+2,6%). Объем перевалки наливных грузов немного снизился до 137,6 млн т (-1,3% к январю – апрелю 2017 г.), в том числе сырой нефти – до 80,4 млн т (-5,8%), в тоже время перевалка нефтепродуктов увеличилась до 48,3 млн т (+1,7%) и сжиженного газа – до 7,1 млн т (+40,5%). Что касается внешнеторговых грузов, то можно отметить, что объем экспорта вырос до 202 млн т (+2,5% к уровню прошлого года), импорта – до 11,9 млн т (+10,1%), транзит увеличился до 21,2 млн т (+13,8%), каботаж – 24,9 млн т (+2,9%).

Отметим, что наиболее высокие темпы роста демонстрируют порты Каспийского бассейна – 47,4%, которые несколько лет простаивали без дела. Большую долю пока составляют сухогрузы – 1 млн т (+16,1% к уровню 2017 г.). Однако наиболее высокую положительную динамику демонстрируют наливные грузы – рост в 2,3 раза, а физический объем составил 0,7 млн т. Практически в 3 раза увеличили объем перевалки стивидоры ООО «Астраханский порт «Развитие» и АО «ММТП», а АО «Морской торговый порт Оля» – в 2 раза.

А вот стивидоры Балтийского и Дальневосточного бассейнов снизили объем перевалки на 1,3% и 0,4% соответственно. На Северо-Западе сокращается в основном перевалка наливных грузов. Уже до 46,7 млн т (-8,6% к январю – апрелю 2017 г.). При этом объем перерабатываемых стивидорами сухих грузов продолжает расти. Данный показатель по итогам четырех месяцев 2018-го составил 35 млн т, что выше уровня прошлого года на 10,4%. Если объем перевалки сухогрузов на Дальнем Востоке медленно, но все-таки растет (+1,9% к уровню 2017 г., до 38,2 млн т), то наливных грузов – снижается (на 3,9%, 24,6 млн т).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна за 4 месяца 2018 года перегрузили 25,6 млн т грузов, что на 12,5% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Основную долю в структуре грузопотока занимают наливные грузы. Их с начала года было перевалено 16,5 млн т (+16,9 млн т к уровню 2017 г.), а сухогрузов – 9,1 млн т (+5,2%). Рост обеспечивают такие развивающиеся порты, как Мурманск, стивидоры которого перевалили 17,3 млн т (+5,8%), Сабетта – 4,1 млн т (рост в 2 раза) и Архангельск – 0,9 млн т (+29,5%).

С начала года объем перевалки грузов в портах Азово-Черноморского бассейна составил 88,2 млн т, что на 8,9% выше, чем за четыре месяца 2017-го. Наиболее высокую динамику демонстрирует перевалка сухогрузов – 39,2 млн т (+19,8%). Объем обрабатываемых наливных грузов остался практически на уровне прошлого года – 49 млн т (+1,5%).

Контейнеры продолжают рост

По данным АСОП, с начала года контейнерооборот российских портов составил 1,7 млн TEU. Это на 13,8% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Увеличился объем как груженых (на 13,2%, до 1,3 млн TEU), так и порожних контейнеров (на 15,6%, до 394 тыс. TEU). Из них объем рефрижераторных контейнеров увеличился на 20,4%, до 192 тыс. TEU.

Объем переработки внешнеторговых грузов стабильно увеличивается: экспортный поток вырос на 14,9%, до 695,1 тыс. TEU, а импортный – на 14,7%, до 713 тыс. TEU. Каботаж также демонстрирует положительную динамику – рост на 8,6% по сравнению январем – апрелем 2017 года, до 217,7 тыс. TEU. Рост транзита составил 4,4%. С начала года было обработано 22,5 тыс. TEU таких грузов в контейнерах.

Наиболее высокие темпы роста демонстрируют стивидоры Азово-Черноморского бассейна, которые переработали 307,1 тыс. TEU, увеличив свои показатели по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 22,4%. Во внешнеторговом направлении было перегружено по 151 тыс. TEU. Однако темпы роста импорта превышают показатели экспорта: 24,1% против 20,8%. Объем транзитных контейнеров за 4 месяца вырос на 44,5% и составил 328 тыс. TEU. Каботаж в структуре контейнерооборота портов Азово-Черноморского бассейна занимает самую незначительную долю: с начала года объем составил 4,6 тыс. TEU, что на 18,8% выше, чем за аналогичный период 2017-го.

На втором месте по темпам роста порты Дальневосточного бассейна с результатом 487 тыс. TEU (+14,7%). Наиболее высокие темпы роста демонстрируют импорт – рост 19,1%, до 149,7 тыс. TEU, а также экспорт – 17,3%, 151 тыс. TEU. Объем транзитных контейнеров остался практически на уровне прошлого года – 22,1 тыс. TEU против 21,2 тыс. TEU (+4% к январю – апрелю 2017 г.). Каботаж составил 165 тыс. TEU, что на 10,3% выше, чем по итогам четырех месяцев 2017-го.

Третью позицию занимают порты Балтийского бассейна – 804 тыс. TEU (+11,1%). При этом отправка грузов увеличивается как в экспортном, так и в импортном направлениях: на 12%, до 392,6 тыс. TEU, и на 10,2%, до 411,4 тыс. TEU.

Контейнерооборот портов Арктики остался практически на уровне прошлого года – 49 тыс. TEU (+2,4%). При этом наиболее высокую динамику показала перевалка контейнеров в импортном направлении – рост 27,8%. Однако объем таких контейнеров по-прежнему незначительный – 418 TEU. Объем экспорта в физическом выражении еще ниже – 169 TEU и продолжает сокращаться (с начала года снижение составило 1,2%). При этом основную долю контейнерооборота (98,8%) составляет каботаж – 48,4 тыс. TEU. Объем перевозок между российскими портами также вырос на 2,2%.

Если в прошлом году порты Каспийского бассейна наращивали контейнерообот, то с начала текущего года он снижается. За январь – апрель было обработано 763 TEU, что ниже на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта составил 306 TEU (+13,3% к уровню прошлого года), импорта – 313 TEU (+4,6%). Каботаж составил 144 TEU. Этот показатель уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 7,1%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions