В складывающихся мировых тенденциях нецелесообразно говорить о каких-либо решениях, касающихся Северного морского пути, в отрыве от других крупных инфраструктурных проектов по развитию территорий Крайнего Севера. Так, в настоящее время активно набирает обороты проект строительства железнодорожной магистрали Северный широтный ход (финансирование проекта уже включено в Долгосрочную инвестиционную программу ОАО «РЖД» до 2025 г.). Практически запущен проект «Ямал СПГ» по вывозу углеводородного сырья с месторождений полуострова Ямал, в более отдаленной перспективе также имеется множество проектов по освоению газовых месторождений Крайнего Севера.
Несмотря на то, что в настоящее время подавляющий объем перевозок по Севморпути осуществляют суда под российским флагом, в долгосрочной перспективе ситуация может измениться. А учитывая генерацию значительной грузовой базы посредством разработки новых месторождений и обеспечения их транспортной доступности, решение об ограничении перевозок грузов в судах под иностранным флагом должно быть подкреплено соответствующими производственными возможностями отечественных судостроительных верфей, платежеспособностью российских судовладельцев для пополнения флота отечественными судами, а также соответствующими мерами государственной поддержки.
Реализовать предложение пока на один год – правильное решение с точки зрения возможности пробной проверки меры, однако такого переходного периода может оказаться недостаточно для принятия окончательного решения о целесообразности или нецелесообразности ее закрепления на постоянной основе.
Отсутствие обратной силы законопроекта актуально только для проектов, которые будут введены в эксплуатацию в ближайшее время (как «Ямал СПГ», где 95% планируемого грузопотока уже законтрактовано), однако достаточно большая грузовая база будет сгенерирована в ближайшие 5 лет, и здесь долгосрочных контрактов на текущий момент не предусмотрено. Таким образом, предложенную меру необходимо рассматривать в первую очередь комплексно, а во-вторых – в увязке с долгосрочными планами развития страны.
Автор: Сергей Оленин, руководитель отдела комплексных исследований, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.