+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.07.2015 13:57:09
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Стимул для судостроителей

Отраслевые ведомства усовершенствовали и дополнили механизмы, призванные стимулировать строительство судов в РФ. Помогут ли денежные вливания решить проблемы речного флота?
 

Льготный подход

Министерством промышленности и торговли РФ принято решение обеспечить развитие пассажирского речного судостроения и транспорта дополнительными мерами господдержки. Одна из них – предоставление российских судов в лизинг по льготной ставке. Реализация такого механизма, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, будет происходить за счет докапитализации одной или нескольких выбранных лизинговых компаний. Заручившись господдержкой, такие компании будут закупать корабли у отечественных верфей и передавать их в оперативный лизинг по льготным ставкам. «Эта мера позволит обеспечить рост объема производства в судостроении и будет способствовать увеличению перевозок наших пассажиров. На эти цели в 2016 году мы рассчитываем выделить около 3,5 млрд руб.», – отметил Д. Мантуров.

Поддержка судовладельцев и производителей необходима, так как срок эксплуатации судов на реке в среднем составляет 6 месяцев. При таких условиях возврат вложенного капитала неочевиден. По разным расчетам, срок окупаемости может быть порядка 30 лет.


«Судостроение – одна из самых недофинансированных отраслей в нашей стране. Износ водных судов достиг критического уровня – около 85% парка старше 25 лет, а износ оборудования по судостроительной отрасли составляет 70%», – отмечает генеральный директор «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.


Меняем старое на новое

Минпромторг совместно с Минтрансом России включили в государственную программу «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» механизм поддержки утилизации речного флота с 2017 года. Это единовременная выплата, которая может быть использована только для строительства нового судна на российских верфях. Утилизации подлежат корабли старше 30 лет, которые находятся в собственности судоходной компании более 3 лет. При расчете гранта учитываются дедвейт, валовая и пассажировместимость, а также мощность судна.

Согласно предварительным оценкам, сумма гранта должна составлять не меньше 10% от общей стоимости нового корабля и будет соответствовать цене продажи утилизованного судна на вторичном рынке, что станет стимулом для судовладельца не продавать судно, а сдать его. Получить грант можно будет после завершения строительства. Всего на реализацию этого механизма поддержки на период с 2017 по 2030 год запланировано более 10 млрд руб.

«По-другому мы не сможем вывести из эксплуатации старые суда, которые могут быть опасны, но главное – такая ситуация не позволяет внедрять инновации и развивать речное судостроение», – полагает президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

Отраслевая специфика

По словам замминистра транспорта РФ Виктора Олерского, помимо увеличения финансирования, сегодня, чтобы стимулировать судостроение, нужно сделать его привлекательным и рентабельным в глазах заказчиков.

«Требования к производителям очевидны: цена, качество и сроки выполнения заказов. При этом стоимость судна – не главный критерий при выборе производителя. Плохо построенный корабль в последующем принесет владельцу высокие эксплуатационные расходы», – отмечает он.

Вторая проблема, которая играет роль в принятии решения судовладельцами при заказе судна, это недостаточная водность на ВВП. Инфраструктурные ограничения оказывают негативное влияние на экономику всего предприятия.

«Ограничение по осадке в Волго-Донском бассейне сегодня составляет 2,8 м. Это означает потерю грузоподъемности в 30%», – подчеркнул В. Олерский.

Особенно остро аномально низкая водность наблюдается на участках Единой глубоководной системы европейской части России – рек Волги (в районе Городца) и Нижнего Дона.

«Сегодня Волга, наша основная водная артерия, в районе Городца разделена на две части. Если движение грузов ограниченно и требуется перевалка, то сквозная перевозка пассажиров вообще невозможна. Такая ситуация на реке продолжается уже третий год», – констатирует В. Олерский.

Данная ситуация снижает провозную способность флота и в результате может привести к потере определенного объема грузов. К тому же новые суда строятся в расчете, что их осадка будет составлять 3,6–4 м. Это значит, что использовать их на полную мощность будет невозможно, в этой связи срок окупаемости новых судов еще возрастет.


«В то время как на сибирских реках в этом году ситуация более или менее нормализовалась, в центральной части России движение судов затруднено. Водный транспорт предназначен для перевозки больших партий грузов и на дальние расстояния. Если перевозка осуществляется на 1500 км, то на протяжении 1200 км все будет хорошо, а на 1300-м начинаются проблемы – и вся система перестает работать», – комментирует А. Клявин.


Как ранее сообщали в Минтрансе России, к 2018-му выделение средств из федерального бюджета на содержание внутренних водных путей увеличится на 6,7 млрд руб. и в целом достигнет почти 20 млрд руб. в год. Напомним, что планируется довести гарантированную глубину на Волге в районе Городца до 4 м путем строительства Нижегородского низконапорного гидроузла, повысить глубины на Нижнем Дону за счет создания Багаевского низконапорного гидроузла и решить стратегическую задачу по строительству вторых ниток Волго-Донского водного пути.

Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions