+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.05.2016 13:14:00
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Порты грузов не боятся

Объемы загрузки портовых мощностей хоть и не очень быстро, но набирают темп. Во многом это связано с работой по модернизации портовой инфраструктуры, которая ведется в последнее время. Правда, по мнению ряда экспертов, помимо внедрения новых технологий, нужно пересматривать вопросы, связанные с тарифной политикой. Поскольку этот момент является своеобразным тормозом для развития конкуренции с некоторыми странами.
 

Больше мощностей!

Собственно, необходимость в развитии портовых мощностей назрела уже давно, в силу того что при распаде СССР наибольшее количество современных портов оказались за границей. Получилось, что грузовая база осталась, а вот портовых мощностей стало не хватать. По словам директора по направлению аналитика и логистика ООО «Морское строительство и технологии» Александра Головизнина, нужно развивать портовую инфраструктуру в соответствии с объемами грузов. «Надо понимать, что основные грузопотоки сейчас – это нефть и нефтепродукты. Помимо этого, нужны крупные терминалы для навалочных грузов, в частности угля и минеральных удобрений, все они должны быть специализированными. Должны быть построены современные терминалы, нацеленные на конкретные грузы. Плюс ко всему необходимо учитывать многообразие размеров судов, заходящих в порт», – пояснил он.

Говоря о контейнерных терминалах, А. Головизнин отметил, что международная конкуренция по большей части у нас есть только со странами Балтии и Финляндией. «Эти страны делают многое для того, чтобы не дать контейнерам уйти на российские порты, но статистика показывает, что основная масса контейнеров на Балтике идет все-таки через терминалы Санкт-Петербурга. Наши операторы вложились серьезно, были построены новые мощности, очень сильно подтянуты старые. Конкуренция здесь идет за счет того, что они действительно дешевле наших. Они серьезно демпингуют, а в наших контейнерных терминалах, если так можно выразиться, сохраняется несколько неадекватная тарифная политика», – отметил он. Плюс ко всему, по мнению эксперта, в европейских портах есть моменты, относящиеся к не очень честной конкуренции.

О важности работы по модернизации портовой инфраструктуры говорит и генеральный директор ЗАО «Морцентр-ТЭК» Александр Шиманский. «Только за счет развития современных мощностей нам удалось существенно изменить картину. К примеру, еще в 2000 году около 30% всех наших внешнеторговых грузов перерабатывались через порты Балтии и Украины, по итогам 2015-го этот показатель сократился до 9,5%», – заявил он.

Правда, с развитием мощностей сопряжены определенные проблемы. В первую очередь это то, что некоторые наши порты находятся в черте города, что существенно осложняет процесс модернизации. Но практически в каждом регионе, имеющем выход к морю, можно выделить наиболее перспективные порты. По словам А. Шиманского, на Балтике перспективы связываются во многом с Усть-Лугой, на Дальнем Востоке это порт Восточный, а на юге – Тамань. «Развитие этого порта пока является перспективой. И как только будет решен вопрос с Керченским мостом, то наступит реализация проекта строительства сухогрузного района порта, которая позволит решить проблему зажатости в черте города», – заключил он.

При этом, А. Головизнин отметил, что не обязательно заострять внимание только на одном конкретном порте. «К примеру, на Дальнем Востоке это не только порт Восточный. Это порты Ванино и Находка, а также Зарубино. Безусловно, во Владивостоке развиваться тяжелее, но и там есть попытки», – прокомментировал он.

Стоит отметить, что порты Дальнего Востока сейчас переживают фазу весьма активного развития. Некоторые из них в ближайшем будущем планируется наделить статусом свободного порта. Эту информацию в ходе рабочей встречи с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. По его словам, соответствующий законопроект дорабатывается в настоящее время в правительстве для внесения в Госдуму. А. Галушка отметил, что законопроект коснется портов Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Корсаков, Петропавловск-Камчатский, Певек и Анадырь.

Не просто склад

Говоря о морских портах, зачастую поднимаются и вопросы так называемых сухих портов. По мнению А. Головизнина, в нашей стране пока нет четкого понимания этого механизма. «Этот термин появился в момент, когда был контейнерный бум. Тогда терминалы придумали выход – сделать небольшую площадку, вынесенную от порта на 15–20 км, которая позволит увеличить его площадь», – пояснил А. Головизнин. По его словам, сейчас у нас есть несколько площадок, которые называют себя сухими портами. Но реально такую функцию они не выполняют, а служат, скорее, местом для складирования контейнеров.

«В классическом варианте данный механизм выглядит иным образом. К примеру, порт Гамбург и сухой порт под Прагой. Гамбург выгружает контейнеры, предназначенные для Центральной Европы, и без сортировки на блок-трейнах гонит их на Прагу. Уже там их снимают, сортируют и развозят по разным точкам. Такой механизм позволяет существенно увеличить пропускную способность порта. В Швеции пошли по другому пути, они сделали удаленные ворота порта по всей стране. Грузоотправитель может сдать груз в порт Гетеборг и получить документы, что он принят, а дальше порт сам доставляет его по железной дороге до своего терминала и отгружает», – привел примеры А. Головизнин.

По мнению А. Шиманского, сухие порты можно назвать технологией будущего, однако скорее нужно употреблять термин «припортовый терминал». «Такие проекты есть на Дальнем Востоке, в зоне опережающего развития. В частности, есть Южный приморский терминал, который находится на разветвлении железнодорожного пути Восточный – Находка, там достаточно большая территория. На ней планируется осуществлять прием грузов, отстой вагонов и другие операции. Это перспективное развитие портовой отрасли», – заключил он.

Александра Можаровская
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions