+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.09.2018 17:41:00
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Черноморские и Каспийские порты пытаются заманить азиатских грузоотправителей

Морским грузоотправителям из Азии в Южную Европу стал доступен более быстрый вариант транспортировки грузов в отличие от традиционного маршрута Шанхай – Санкт-Петербург: российский порт в Новороссийске и украинские порты в Черноморске и Одессе расширяются и внедряют экономию грузоперевозок за счет масштаба. В ближайшее время их ставки могут оказаться ниже традиционного маршрута, пишет ИИС «Металлоснабжение и сбыт».
Грузоотправители из Азии в Европу, вероятно, получат выгоду от усиления конкуренции на Черном и Каспийском морях, что должно сократить сроки и тарифы на перевозки в дополнение к улучшению обслуживания грузоотправителей.

До 2000 года развитие портов Черного и Каспийского морей как узлов для азиатских грузов происходило медленнее, чем на тот момент в портах Балтийского моря. Большинство грузоотправителей не рассматривали первых в качестве перевалочных пунктов для европейских целей. Однако в последнее время ситуация изменилась благодаря созданию контейнерных грузовых объектов в регионе. В результате, объекты Каспийского моря и особенно Черноморского бассейна при определенных условиях предлагают преимущество по времени и скорости в сравнении с крупнейшими Балтийскими морскими портами Санкт-Петербурга и Клайпеды.

«По нашему мнению, порты Черного моря выгодны для азиатских грузоотправителей в тех ситуациях, когда грузы следуют в Южную Европу благодаря географической близости. Санкт-Петербург и другие порты Балтийского моря больше подходят для грузов, предназначенных для Северной Европы», – считает генеральный директор АО «Русская контейнерная компания» Иван Гришагин.

По подсчетам аналитиков АО «Русская контейнерная компания», контейнерное судно по маршруту Шанхай – Санкт-Петербург проходит в среднем 18 398 км (11 432 миль) за 35–39 дней, а по маршруту Шанхай – Новороссийск – 13 511 км (8395 миль) за 23–26 дней. Вместе с этим маршрут Шанхай – Новороссийск по-прежнему стоит дороже, но в целом маршрут может заинтересовать грузоотправителей, специализирующихся на дорогостоящих грузовых перевозках, включая скоропортящиеся грузы. Что касается тарифов на перевозку контейнеров морем, то в среднем маршрут Шанхай – Санкт-Петербург может обойтись в $1400–1700 за 1 TEU и примерно в $2100–2200 за 1 FEU, а маршрут Шанхай – Новороссийск обойдется в $1900–2100 за 1 TEU и в $2500–2700 за 1 FEU. Общая пошлина для грузоотправителей, использующих Новороссийск, начинается от $450, включая все надбавки, в зависимости от океанского перевозчика. Санкт-Петербург взимает около $500–650 в зависимости от океанского перевозчика. Стоимость взвешивания одинаковая для Новороссийска и Санкт-Петербурга и составляет $140–150 за контейнер. Более того, есть все основания полагать, что ставки Новороссийска упадут к концу года из-за продолжающейся быстрой модернизации и расширения порта, а также из-за слабого курса рубля и тенденции активного контейнерного экспорта грузов в Россию: рубль снизился примерно на 10% по отношению к евро и доллару с января текущего года, что делает российские товары менее дорогими для евро и долларовых покупателей.

«Мы ожидаем увеличения объема порта в Новороссийске до 1 млн TEU. Одним из хороших примеров модернизации здесь является терминал NUTEP, крупнейший в Новороссийске, который планирует добавить причал и сделать водное углубление до 15 м (49,2 фута), чтобы он мог отправлять корабли от 8 тыс. до 10 тыс. TEU. Следует заметить, что в настоящее время Новороссийск может обрабатывать суда только до 4 тыс. TEU. Также здесь планируется построить новый контейнерный терминал к концу года», – прогнозирует И. Гришагин.

Тем не менее другие порты Черного моря способны конкурировать за азиатский груз, особенно украинские порты в Черноморске и Одессе.

Сегодня порт в Черноморске с годовой мощностью 1,15 млн TEU является одним из крупнейших экспортных портов Украины, но в последние годы его объем стал незначительным. Однако в скором времени это должно измениться благодаря появлению глобального оператора контейнерных терминалов Hutchison Ports, который договорился с украинскими властями об аренде порта на срок в 49 лет. По мнению аналитиков АО «РКК», порт в Черноморске имеет все технические характеристики для того, чтобы стать крупным контейнерным узлом на Черном море. Он имеет 6-километровую (3,7-мильную) набережную, 14-метровую глубину причала и может одновременно обрабатывать до трех контейнеровозов, включая до 300 м в длину. Но в отличие от Новороссийска, Черноморску не хватает регулярных поставок высокоскоростными контейнерными поездами. Все это станет возможным в результате создания силами Hutchison Ports условий развития соответствующей железнодорожной инфраструктуры вокруг порта и его контейнерных терминалов. Такая модернизация способна привлечь масштабные контейнерные грузопотоки в порт Черноморска.

Что касается других южных портов, то порт Одессы, на который приходится около 85% объема контейнеров в Украине, также периодически активно заявляет о своем собственном плане расширения. В свою очередь, новый морской порт Каспийского моря – Туркменбаши в Туркменистане – может оказаться выгодным для грузоотправителей в Европу из западных провинций Китая. При его пропускной способности в 400 тыс. TEU и площади в 250 тыс. кв. м он может обрабатывать суда длиной до 510 м.

Новый порт Туркменбаши способен работать круглый год и, по прогнозам аналитиков АО «РКК», может стать частью существующего маршрута транспортировки Европа – Кавказ – Азия, который начинается от Западного Китая через Центральную Азию (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан) до Каспийского моря (Туркменбаши), а затем в Азербайджан (Баку), далее в порт Черного моря в Грузии (Поти либо Батуми), а после в Украину (Одесса), и в заключение – грузовым транспортом в Румынию. «По нашим оценкам, доставка грузов по такому маршруту может стоить $5500–6000 за 1 TEU, что приближается к нижней стоимостной границе текущей альтернативы данного маршрута – Транссибирской магистрали России, стоимость которой составляет около $6000–7500 за TEU», – заключает И. Гришагин.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions