+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.04.2023 17:21:14
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Эксперт: Иностранные производители навигационного ПО с нашего рынка ушли, а отечественных мы сами не пускаем

На внутренних водных путях Московского бассейна, на реках Волге, Москве, Оке, а также на Угличском, Иваньковском, Рыбинском водохранилищах 24 апреля открылась навигация 2023 года. 20 апреля была открыта навигация на участках ВВП по верхней Оке. Итоги навигации прошлого года показали, что бойкот российского рынка зарубежными поставщиками навигационного оборудования, а также электронных навигационных карт для российских судов усложнит судоходство как по внутренним водным путям, так и по морю. О том, какие пути решения данной проблемы уже разработаны и чего ожидать от навигации-2023, редакции РЖД-Партнера рассказал член рабочей группы Минпромторга «Навигационные приборы» по импортозамещению в радиоэлектронике, генеральный директор ООО «НавМарин» Алексей Мигалин.
Эксперт: Иностранные производители навигационного ПО с нашего рынка ушли, а отечественных мы сами не пускаем
– Алексей Анатольевич, какие трудности ожидают российские экипажи в навигацию-2023? Как с ними нужно будет справляться?

– Ситуация с электронной картографией на данный момент в России крайне непростая. Обновление иностранных электронных навигационных карт (ЭНК) для российских судоводителей недоступно, поскольку распространение этих ЭНК на территории России прекращено.

Для морских гражданских судов, осуществляющих международное плавание, отсутствие возможности обновить ЭНК особенно критично. С одной стороны, неоткорректированные карты влияют на уровень безопасности судоходства, а с другой – наличие корректуры является обязательным условием для выхода судна из порта. За соблюдением этого условия следят инспекторы портового контроля государства флага, осуществляющие проверку судна по списку обязательных требований. При отсутствии корректуры ЭНК инспектор вправе задержать судно до устранения всех замечаний. То есть судно просто не может выйти из порта. При блокировании корректурных сервисов судно может стоять в порту захода практически вечно, пока действуют санкции.

Для речных судов электронная картография на сегодняшний день не является обязательной, за небольшим исключением. Однако многие судоводители долгие годы использовали для навигации иностранные навигационные системы с иностранными ЭНК.

– Как обеспечить безопасное судоходство в этом году без зарубежных распространителей электронных навигационных карт и морских публикаций?

– Сейчас часть речников продолжают использовать устаревшие, фактически неактуальные иностранные ЭНК, которые не учитывают изменения навигационно-гидрографической обстановки. Вовремя не обновленные ЭНК будут отображать берега, глубины, подводные объекты, фарватеры, зоны разделения движения судов и иные навигационные опасности, которых может и не быть в реальности, или не отобразить то, что появилось. Ведь река и устьевые участки морей и озер крайне изменчивы в силу преобладания аккумулятивных рельефообразующих факторов.

В темное время суток или в условиях ограниченной видимости такие несоответствия могут иметь фатальное значение.

В то же время несколько лет назад Минтранс завершил долгосрочный ОКР «Карта-Река», в результате которого было оцифровано более 75 тыс. км ВВП и создана российская коллекция ЭНК, покрывающая почти все судоходные реки России.

Проблема в том, что отечественные ЭНК сейчас практически невозможно купить в связи с тем, что механизм их распространения до конца не отработан. Он действует усеченно: для государственных служб он работает, а вот коммерческие организации приобрести российские ЭНК не могут. И это несмотря на многократные заявления чиновников различных уровней, о том, что картографическая продукция должна быть доступна россиянам.

В настоящее время основным способом навигации на реке является лоцманский способ. Но даже отсутствие бумажного атласа на борту не является запретом для отхода от причала. Использовать бумажные атласы речники не обязаны. При этом важно, чтобы они также были своевременно откорректированы. Но и это необязательно.

В неблагоприятных ГМУ бумажный атлас не будет надежным подспорьем. По нему совершенно невозможно понять, где ты находишься со своими габаритами. В такие моменты по бумажным атласам ходить нельзя. Этот запрет регулярно нарушается, и риск чрезвычайных происшествий значительно возрастает.

– Какие есть пути решения данных проблем: что уже предпринято/предпринимается?

– По нашему мнению, Минтрансу необходимо объявить о вводе обязательной нормы оснащения всех судов электронными картографическими навигационными системами и переходе на инструментальную навигацию. Определиться, на какие типы судов какие ЭКНС устанавливать. Как только это будет введено, появится обратная связь с гидрографиями, и качество ЭНК будет повышаться. Поскольку любые расхождения с реальной обстановкой судоводители будут сразу передавать в ГБУ, а те, в свою очередь, в гидрографии.

Получат адекватное развитие и компании, производящие навигационное программное обеспечение. Иначе получается странная ситуация: иностранные производители навигационного ПО с нашего рынка ушли, а отечественных мы сами не пускаем. Потребитель что-то выжидает (видимо, возврата к прежней жизни). Государство в данном вопросе бездействует. Выжить разработчикам в таких условиях крайне сложно. А потерять такую команду – потом ее собрать будет невозможно. А ведь Россия стояла у истоков электронной картографии и была долгое время лидером мировой отрасли.

Оснащение судов электронными картографическими навигационными системами с государственными ЭНК будет способствовать уменьшению уровня навигационной аварийности в водах России.

Беседовала Мария Бойко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions