+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.06.2023 16:39:17
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Расторгнуть нельзя сохранить: где поставить запятую для стивидора?

Дума рассматривает дополнение в законопроект о расторжении договора аренды на госсобственность со стивидорными компаниями.

Речь идет о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды при погрузке и разгрузке сырья в морском порту. В том числе – наиболее остро поставлен вопрос о нарушениях при перевалке угля. Документ уже принят в первом чтении.

В случае принятия законопроект позволит досрочно расторгать договор аренды государственной собственности (к которой относятся причалы при терминалах, гидротехнические сооружения и иная портовая инфраструктура) в морских портах при нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, связанных с погрузкой и разгрузкой угля, если арендатор госсобственности повторно в течение одного года не выполнит в установленный срок законное предписание надзорных органов.

 

Конфликт с природой

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Из этого следует, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав. Условия о неукоснительном соблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства в обязательном порядке включаются в договоры стивидорных компаний.

«Как показывает практика, основная проблематика именно для стивидорных компаний заключается в самой специфике их деятельности, которая априори оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В портах, в числе прочего, проводятся работы по перевалке, дроблению и сортировке угля, что приводит к ухудшению экологической обстановки. Так, например, в 2022 году в Дальневосточном федеральном округе Росприроднадзор выявил 496 нарушений, наложено штрафов почти на семь миллионов рублей. В Южном федеральном округе – 135 нарушений более чем на 11 млн руб., в Северо-западном федеральном округе – 93 нарушения на сумму более 1 млн руб.», – объясняет руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин.

Нарушения могут быть разными и касаться различных объектов и видов деятельности. В каждом конкретном случае эксперты и надзорные органы должны проводить тщательную проверку и выявлять все нарушения, которые могут представлять угрозу безопасности и здоровью людей, окружающей среде и обществу в целом. По результатам таких проверок выдается предписание, неисполнение которого влечет за собой наказание вплоть до уголовной ответственности и административного приостановления деятельности компании. Однако договор, касающийся госсобственности, сейчас может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении документа другой стороной или в иных случаях, предусмотренных другими законами.

«Неисполнение стивидорными компаниями предписаний в настоящее время не являются основанием для расторжения договора аренды, что приводит к недостаточному стимулированию соблюдения ими природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований», – добавляет К. Никитин.

 

Акватория, причалы... А уголь врозь?

Направленность дополнения в законопроект именно на деятельность в области транспортировки угля объясняется тем, что именно это сырье наносит наибольший вред окружающей среде в процессе его транспортировки из-за высокого уровня образования угольной пыли.

«Законопроект не учитывает особенности осуществления перевалки грузов в портах, так как находящиеся в федеральной собственности портовые гидротехнические сооружения и принадлежащие стивидорным компаниям объекты портовой инфраструктуры представляют собой неразрывно связанную технологическую цепочку объектов, обеспечивающих процесс перевалки», – отмечает руководитель группы «Юридическая помощь онлайн» Александр Бударагин.

По мнению политолога, аспиранта факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, координатора дискуссионного клуба Peace & War communication for security Егора Диброва, можно говорить о том, что данным дополнением Государственная Дума подготавливает законодательную платформу для работы инвесторов, которые буду осуществлять деятельность, в том числе, в Донбассе.

«На территории Донбасса осуществляется добыча некоксующегося угля, используемого для обогрева, коксующегося угля, используемого в металлургии. Также есть мелкоразмолотый уголь. В новых условиях добыча твердого топлива требует корректировки и доработки существующих норм и правил эксплуатации всей цепочки: от добычи до хранения и поставок. Это свидетельствует о том, что необходимо пересмотреть установленные правила функционирования всего цикла угольной промышленности. Инициатива позволит при увеличенном спросе и объемах поставок улучшить качество оказываемых услуг по транспортировке. При этом важно не только создавать комфортные рабочие места для сотрудников, но и обеспечивать высокий уровень сохранности окружающей экологии и жителей, которые так или иначе проживают в непосредственной близости от подобных хабов», – говорит Егор Дибров.

 

Вериги для инвесторов

Комитет по энергетике поддержал дополнение к законопроекту, но предложил ко второму чтению внести в него ряд поправок.

Во-первых, дополнить нормой о том, что договор аренды досрочно расторгается не в целом, а только в отношении объекта, на котором было выявлено повторное невыполнение предписания контрольного органа.

Во-вторых, договор расторгается только в случае нарушения, повлекшего причинение существенного вреда здоровью граждан. Поэтому то, как будет реализовываться инициатива, и какие последствия ожидают стивидорные компании – можно будет предположить после второго чтения, но на данном этапе исключить расторжение договора даже в отношении инфраструктуры, в которую вложены частные средства, пока невозможно.

«Предложенный механизм создает ситуацию чрезмерного регулирования данного сектора, не затрагивая иные виды деятельности, оказывающие влияние на окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и может привести к полному прекращению деятельности стивидорной компании, – считает А. Бударагин. – Положительный эффект в сфере охраны окружающей среды на сегодняшний день может быть не сопоставим с возможными негативными последствиями для участников портовой деятельности по перевалке угля и всего угольного сектора российской экономики».

Похожего мнения придерживается К. Никитин:

«Необходимо отметить, что проблематика с перевалкой каменного угля стала лишь катализатором усиления регулирования, в то время как новые требования будут распространяться на все без исключения грузы. После принятия закона и вступления его в силу стивидорные компании столкнутся с нетипичными для себя рисками, в первую очередь связанными с возможностью применения новых санкций, включая расторжение договора и/или административное приостановление деятельности. Кроме того, нельзя исключать, что для компании, договор с которой расторгнут за подобные нарушения, повторный «вход» на рынок может быть затруднен или вовсе закрыт».

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions