+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.06.2023 16:39:17
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Расторгнуть нельзя сохранить: где поставить запятую для стивидора?

Дума рассматривает дополнение в законопроект о расторжении договора аренды на госсобственность со стивидорными компаниями.

Речь идет о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды при погрузке и разгрузке сырья в морском порту. В том числе – наиболее остро поставлен вопрос о нарушениях при перевалке угля. Документ уже принят в первом чтении.

В случае принятия законопроект позволит досрочно расторгать договор аренды государственной собственности (к которой относятся причалы при терминалах, гидротехнические сооружения и иная портовая инфраструктура) в морских портах при нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, связанных с погрузкой и разгрузкой угля, если арендатор госсобственности повторно в течение одного года не выполнит в установленный срок законное предписание надзорных органов.

 

Конфликт с природой

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Из этого следует, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав. Условия о неукоснительном соблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства в обязательном порядке включаются в договоры стивидорных компаний.

«Как показывает практика, основная проблематика именно для стивидорных компаний заключается в самой специфике их деятельности, которая априори оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В портах, в числе прочего, проводятся работы по перевалке, дроблению и сортировке угля, что приводит к ухудшению экологической обстановки. Так, например, в 2022 году в Дальневосточном федеральном округе Росприроднадзор выявил 496 нарушений, наложено штрафов почти на семь миллионов рублей. В Южном федеральном округе – 135 нарушений более чем на 11 млн руб., в Северо-западном федеральном округе – 93 нарушения на сумму более 1 млн руб.», – объясняет руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин.

Нарушения могут быть разными и касаться различных объектов и видов деятельности. В каждом конкретном случае эксперты и надзорные органы должны проводить тщательную проверку и выявлять все нарушения, которые могут представлять угрозу безопасности и здоровью людей, окружающей среде и обществу в целом. По результатам таких проверок выдается предписание, неисполнение которого влечет за собой наказание вплоть до уголовной ответственности и административного приостановления деятельности компании. Однако договор, касающийся госсобственности, сейчас может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении документа другой стороной или в иных случаях, предусмотренных другими законами.

«Неисполнение стивидорными компаниями предписаний в настоящее время не являются основанием для расторжения договора аренды, что приводит к недостаточному стимулированию соблюдения ими природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований», – добавляет К. Никитин.

 

Акватория, причалы... А уголь врозь?

Направленность дополнения в законопроект именно на деятельность в области транспортировки угля объясняется тем, что именно это сырье наносит наибольший вред окружающей среде в процессе его транспортировки из-за высокого уровня образования угольной пыли.

«Законопроект не учитывает особенности осуществления перевалки грузов в портах, так как находящиеся в федеральной собственности портовые гидротехнические сооружения и принадлежащие стивидорным компаниям объекты портовой инфраструктуры представляют собой неразрывно связанную технологическую цепочку объектов, обеспечивающих процесс перевалки», – отмечает руководитель группы «Юридическая помощь онлайн» Александр Бударагин.

По мнению политолога, аспиранта факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, координатора дискуссионного клуба Peace & War communication for security Егора Диброва, можно говорить о том, что данным дополнением Государственная Дума подготавливает законодательную платформу для работы инвесторов, которые буду осуществлять деятельность, в том числе, в Донбассе.

«На территории Донбасса осуществляется добыча некоксующегося угля, используемого для обогрева, коксующегося угля, используемого в металлургии. Также есть мелкоразмолотый уголь. В новых условиях добыча твердого топлива требует корректировки и доработки существующих норм и правил эксплуатации всей цепочки: от добычи до хранения и поставок. Это свидетельствует о том, что необходимо пересмотреть установленные правила функционирования всего цикла угольной промышленности. Инициатива позволит при увеличенном спросе и объемах поставок улучшить качество оказываемых услуг по транспортировке. При этом важно не только создавать комфортные рабочие места для сотрудников, но и обеспечивать высокий уровень сохранности окружающей экологии и жителей, которые так или иначе проживают в непосредственной близости от подобных хабов», – говорит Егор Дибров.

 

Вериги для инвесторов

Комитет по энергетике поддержал дополнение к законопроекту, но предложил ко второму чтению внести в него ряд поправок.

Во-первых, дополнить нормой о том, что договор аренды досрочно расторгается не в целом, а только в отношении объекта, на котором было выявлено повторное невыполнение предписания контрольного органа.

Во-вторых, договор расторгается только в случае нарушения, повлекшего причинение существенного вреда здоровью граждан. Поэтому то, как будет реализовываться инициатива, и какие последствия ожидают стивидорные компании – можно будет предположить после второго чтения, но на данном этапе исключить расторжение договора даже в отношении инфраструктуры, в которую вложены частные средства, пока невозможно.

«Предложенный механизм создает ситуацию чрезмерного регулирования данного сектора, не затрагивая иные виды деятельности, оказывающие влияние на окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и может привести к полному прекращению деятельности стивидорной компании, – считает А. Бударагин. – Положительный эффект в сфере охраны окружающей среды на сегодняшний день может быть не сопоставим с возможными негативными последствиями для участников портовой деятельности по перевалке угля и всего угольного сектора российской экономики».

Похожего мнения придерживается К. Никитин:

«Необходимо отметить, что проблематика с перевалкой каменного угля стала лишь катализатором усиления регулирования, в то время как новые требования будут распространяться на все без исключения грузы. После принятия закона и вступления его в силу стивидорные компании столкнутся с нетипичными для себя рисками, в первую очередь связанными с возможностью применения новых санкций, включая расторжение договора и/или административное приостановление деятельности. Кроме того, нельзя исключать, что для компании, договор с которой расторгнут за подобные нарушения, повторный «вход» на рынок может быть затруднен или вовсе закрыт».

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions