+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.12.2016 10:01:37
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Порты Украины: операция «Инвестиция»

«Я хочу отучить государственный аппарат «кошмарить» бизнес», «необходимо создавать условия, в которых никто не будет искусственно препятствовать бизнесу развиваться» - такие мессиджи прозвучали в конце ноября от главы украинского правительства Владимира Гройсмана. Однако ситуация в сфере морской перевалки грузов складывается вразрез с этой позицией – она свидетельствует, как минимум, о новейшей дестабилизации позиций частных инвесторов в портовую отрасль Украины.
Наказуемые инвестиции

Практически на фоне риторики премьера, в конце ноября, ряд частных стивидорных компаний Украины оказался в поле зрения силовиков, инициировавших жесткий вариант проведения следственных действий – обыски, изъятия документов, блокирование деятельности. Среди компаний, подвергшихся силовому воздействию, оказались ведущие представители рынка морской перевалки Украины – «Трансинвестсервис» (ТИС), самый мощный на сегодня частный перевалочный комплекс (де-факто – порт), а также «Дельта-Вилмар», один из лидеров в сегменте перевалки маслогрузов. Претензии правоохранителей к ТИСу вызвало получение последним части портовых сборов как компенсации затрат, понесенных в ходе обустройства в порту Южный дополнительной операционной акватории. «Это стало возможным ввиду незаконного оформления прав собственности на часть акватории Аджалыкского лимана, который, согласно Конституции, является собственностью украинского народа», - указано в разъяснении Службы безопасности Украины (СБУ) по данному поводу. Как уточнила СБУ, ТИС незаконно завладел корабельными сборами в объеме $6 млн. В свою очередь, руководство компании сослалось на закон «О портах Украины» и на приказ Мининфраструктуры как на нормы, легитимирующие механизм разделения портовых сборов между государством и частными инвестором, поспособствовавшим росту этих сборов. По данным ТИСа, компания потратила на дноуглубление (фактически, на расширение акватории порта Южный) порядка $40 млн собственных средств, обеспечив тем самым дополнительное поступление государству $200 млн за счет портовых сборов от возросших судозаходов. «Согласно новому закону, государство стало постепенно возвращать нам часть потраченных на дноуглубление средств. Пока что вернули $5,7 млн. Они лежат нетронутыми на целевых счетах, их можно потратить только на дальнейшее дноуглубление», - пояснил генеральный директор компании ТИС Андрей Ставницер.

По жесткому сценарию

Обыски и изъятия документов, остановившие работу стивидора «Дельта-Вилмар», также дислоцированного в порту Южный, прошли под предлогом нарушений со стороны одного из клиентов компании. Готовность «Дельты» сотрудничать со следствием не уберегла ее от жесткого развитиям событий - визита вооруженных силовиков, психологического давления на персонал. Особую интригу придало совпадение операции с пребыванием в офисе компании потенциального инвестора из Индии, прибывшего для переговоров: «Дельта-Вилмар», «дочка» сингапурской группы Wilmar International, вынашивает планы строительства в порту собственного причала и расширения производства маслопродукции – проекта на $150 млн. Как заявила представитель Одесской облгосадминистрации, вызванная на место событий, действия силовиков «напугали делегацию из Индии». «Иностранные инвестиции привлекать в Украину станет еще тяжелее. Существующие предприятия, весьма возможно, задумаются о выходе из Украины», - констатировала представитель одесских властей. В том же духе высказался глава Мининфраструктуры Украины Владимир Омелян, заявивший: «Когда мой заместитель пребывает в Сингапуре на переговорах, а ее собеседник показывает ей фото обыска с автоматами, который в этот же день происходит в сингапурской компании в украинском порту, или в компании ТИС, или, как сейчас, в порту Херсон – у зарубежных инвесторов возникает сразу вопрос: это точно рай для их инвестиций?». «Любая проверка – мы поддерживаем и готовы все пояснить и предоставить. Но маски-шоу – это потеря для государства, а не приобретение», - подчеркнул В. Омелян. Событие в Херсоне, упомянутое министром - обыск, проведенный силовиками в Херсонском морском порту практически одновременно с операциями в Южном. «Показали постановление суда, в котором указан адрес совсем не портовской, но это их не остановило. Уже полтора часа ищут документы по одному из клиентов порта и по одному из бывших руководителей. Админздание ХМТП буквально парализовали. Люди перепуганы, работа госпредприятия заблокирована», - сообщил о ходе операции и.о. директор ГП «Херсонский МТП» Андрей Соколов. Подобные инциденты со сходными сценариями имели место в отрасли и ранее – так, давлению подвергались лидеры частной морской перевалки Украины, компании «Бруклин-Киев» (работает в Одесском порту с зерном и контейнерами) и «Рисойл» (Ильичевский порт, сельхозгрузы). Фактически, та или иная успешная деятельность частного бизнеса в портах Украины раньше или позже сталкивалась с попытками силовой дестабилизации от имени государства.

Открытые проблемы

По оценке экспертов, сложившиеся в отрасли напряженные отношения инвесторов и государства стали следствием многолетних проволочек с формированием нормативного поля, регулирующего деятельность частного стивидорного рынка. По сути, проблема стоит шире: в стране до сих пор не сложилась полноценная правовая основа деятельности инвестора и защиты инвестиций. Государство декларирует, но откладывает создание ряда ключевых правовых механизмов, необходимых для привлечения инвестиций в сферу транспорта – концессии, возврата инвестиций, налогообложения, финансового регулирования. В украинской экономике лишь сегодня, со значительным опозданием, стартовали процессы дерегулирования бизнеса - очищения от устаревших, подчас времен СССР, подзаконных актов. Первая волна отмены, инициированная правительством республики, устранила из жизни свыше 350 устаревших директив; обещана новая, не менее мощная акция. Однако неизвестно, сколько таких этапов и времени потребуется, чтобы бизнес, в т.ч. стивидорный, получил европейские условия работы. К примеру, еще в мае предыдущего года Мининфраструктуры подготовило механизм возврата инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры. Этот проект требует утверждения на уровне правительства, однако подобный документ, очевидно необходимый частному стивидорному рынку, из коридоров кабмина пока не вышел. Не принят и закон «О концессии», хотя Мининфраструктуры уже приглашает потенциальных инвесторов к работе на концессионной основе в конкретно отобранные порты – Херсонский и Октябрьский (ныне порт «Ольвия»). Ведутся переговоры и о прочих портах, причем из числа лидеров отрасли – Ильичевском (ныне порт «Черноморск») и Южном, где инвесторам предлагается зайти в государственные стивидорные компании. Вот только законодательная база, оформляющая такие заходы и делающая будущее сотрудничество государства и частников надежным и предсказуемым, пока не создана.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions