+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.06.2017 10:00:44
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Транспортное машиностроение получило вектор

Одобрена стратегия развития отрасли

Правительство одобрило Стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года, после доработки в аппарате правительства будет опубликован финальный документ. Показатели отрасли будут зависеть от объемов ее поддержки — развитие пойдет либо по инерционному сценарию и отечественные производители потеряют рынок в пользу зарубежных коллег, либо по умеренно-оптимистическому с сохранением и ростом числа рабочих мест, объемов экспорта и доминирования отечественных производителей. Собеседники “Ъ” отмечают недоработанность мероприятий в сфере поддержки какого бы то ни было транспорта, кроме железнодорожного.

15 июня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение утвердить стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года, рассказали “Ъ” источники, знакомые с итогами совещания. В аппарате господина Дворковича подтвердили, что документ «в целом одобрен, но дорабатывается в аппарате правительства по итогам состоявшегося обсуждения». Доработку подтвердили “Ъ” и в Минпромторге, курирующем разработку документа. Как говорит один из собеседников “Ъ”, на нее отведено порядка двух недель.

В проекте стратегии (последняя версия есть у “Ъ”) рассмотрены два сценария развития отрасли — умеренно оптимистический и инерционный. В инерционном предполагается захват рынка зарубежными производителями, которые перенесут производство высокотехнологичных комплектующих в Азию, сохранив на территории России лишь крупноузловую сборку, что приведет к падению доли отечественных машиностроителей на внутреннем рынке до 59% в 2020 году и 50% в 2030 году, сохранению незначительного объема экспорта и сокращению числа работников отрасли с 84,6 тыс. до 79,2 тыс. человек (83 тыс. человек в 2030 году). В рамках умеренно оптимистического варианта доля отечественных производителей на внутреннем рынке к 2020 году возрастет до 90% (к 2030-му — до 92%), доля экспорта в объеме выпускаемой продукции достигнет 18% (22%), количество работников возрастет до 89,6 тыс. (93 тыс.) человек. Такой сценарий, в отличие от инерционного, требует господдержки, в том числе стимулирования локализации и реализации мер торговой защиты.

Системная проблема транспортного машиностроения, говорится в документе,— отсутствие долгосрочного оплаченного спроса на современный отечественный железнодорожный и городской рельсовый подвижной состав. В среднесрочной перспективе проблема — в невозможности конкурировать с зарубежными производителями и в отсутствии отечественного производства высококачественных комплектующих. В стратегии признается, что сложная ситуация в производстве грузовых вагонов сохранится до 2030 года. Так, потребность в их производстве в 2030 году составит 40 тыс. единиц, но уже сегодня производственные мощности рассчитаны на 95 тыс. единиц, и загружены они на 59,3% (по итогам 2016 года), а спросом обеспечено производство 35–40 тыс. единиц.

Документом предусмотрено масштабное развитие тяжеловесного движения, в том числе с внедрением на сеть уже в 2017–2020 годах полувагонов и хопперов с нагрузкой 27 тонн на ось. Для стимулирования локализации предлагается ограничить доступ СП с зарубежным участием к госконтрактам уровнем локализации производства 80% и предусмотреть ежегодную ревизию уже заключенных госконтрактов. Также предусмотрено продление существующих субсидий, активная поддержка экспорта и субсидирование исключительно «прорывных» НИОКР.

Как рассказывает собеседник “Ъ”, знакомый с ходом совещания, со стороны господина Дворковича прозвучало замечание ужать документ, убрав лишнее содержание. Глава СУЭК Владимир Рашевский заявил о необходимости синхронизировать его с другими стратегическими документами отрасли. ОАО РЖД оспорило содержащийся в документе тезис о том, что у монополии нет долгосрочной инвестпрограммы обновления парка (в ОАО РЖД от комментариев отказались). Также прозвучало замечание о том, что сеть может быть не готова к массовому приему инновационных вагонов. Собеседник “Ъ”, знакомый с документом, замечает, что в плане мероприятий, приложенном к стратегии, не предусмотрено никаких мер поддержки метрополитена или городского наземного транспорта — «сплошные железнодорожные вагоны», а последнее мероприятие, хотя стратегия охватывает период до 2030 года, датируется 2023 годом.

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, хотя в документе правильно сделан акцент на экспорт, но развитию экспорта сервисных услуг уделено критически недостаточное внимание. «Рынок поставок железнодорожной техники в большинстве стран мира стагнирует или сокращается, в то время как рынок сервисных услуг и систем управления растет высокими темпами»,— говорит он, поясняя, что экспорт сервисных услуг может обеспечить ощутимую финансовую отдачу: например, при стоимости нового локомотива $2–4 млн его сервисное обслуживание стоит $120–130 тыс. в год.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions