+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2023 18:00:30
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Представляем традиционный недельный обзор от РЖД-Партнера.
Экспорт разгоняет погрузку зерна

С начала года 70% отправлений сельхозпродукции со станций РЖД пришлось на экспортные сообщения. Перевозки зерновых грузов в адрес припортовых станций в январе – июле выросли в 2,6 раза (до 7,7 млн т), в направлении сухопутных погранпереходов – в 1,6 раза (до 4,5 млн т). Всего на сети за 7 месяцев погружено 17,4 млн т зерна (+45,4% к аналогичному периоду 2022 года), в том числе на экспорт – более 12,2 млн т (+2,1 раза). При этом в июле со станций РЖД отправлено 2,3 млн т, что на 60% превышает соответствующий прошлогодний результат.

Основная погрузка зерновых происходит в центральных и южных регионах России. По данным РЖД, лидерами по железнодорожным отправкам сельхозпродукции являются Курская область (погружено 1,5 млн т, или на 31,7% больше, чем в январе – июле 2022 года), Ставропольский край (1,4 млн т, + 43%), Саратовская область (1,3 млн т, + 2,2 раза), Волгоградская область (1,2 млн т, + 2,2 раза), Липецкая область (1,1 млн т, + 1,8 раза).

Существенная динамика в отгрузках наблюдается и по регионам Дальнего Востока, хотя в объемном выражении перевозки там ниже. В частности, в Амурской области отправки зерна за 7 месяцев достигли 534 тыс. т (+ 59,2%), в Приморье – 143,8 тыс. т (+ 2,5 раза), в Хабаровском крае – 10,2 тыс. т (+ 12,9%).

Если говорить об экспортных направлениях, то рост перевозок на экспорт обеспечивается за счет отгрузок в порты Новороссийск и Тамань, а также в Казахстан и Киргизию. Среди растущих направлений – транспортировка зерна в порт Высоцк.

Перспективы роста имеют и другие каналы поставок сельхозпродукции. Например, в Волгодонске (Ростовская область) есть планы по строительству нового зернового терминала. «Развитие транспортной и, в частности, портовой инфраструктуры – это насущная необходимость для Ростовской области как лидера агропромышленного производства. Донской регион ежегодно наращивает экспорт сельхозпродукции», – говорит руководитель компании «Агроконсалтинг» Владислав Синев.

Как отмечает управляющий директор «Русагротранса» Алексей Барбариуш, за последние 5 лет в России существенно вырос валовый сбор зерновых. Практически каждый сезон становится рекордным или близким к нему по урожаю, причем рост производства отмечается во всех без исключения регионах страны.

«Высокий экспортный потенциал и повышенный мировой спрос на российское зерно стимулируют рост его вывоза всеми видами транспорта, включая железнодорожный», – констатирует А. Барбариуш.

Он уточнил, что результат компании в части перевозок на экспорт мог быть гораздо выше, но сказались текущие сложности с ухудшением оборота вагонов-зерновозов на сети. В планах на II полугодие – дальнейшее развитие маршрутных отправок как эффективного инструмента вывоза больших объемов аграрных грузов и сокращения времени в пути.

Добавим, что с начала года заметно выросло производство хопперов. За 7 месяцев выпущено 9,9 тыс. вагонов данного типа, тогда как за прошлогодний период – 3,7 тыс.

Маршрутизация позволяет повысить эффективность перевозки, минимизировать проблемы с недостаточной пропускной способностью инфраструктуры в условиях высоких урожаев зерновых и ухудшения оборачиваемости грузовых вагонов, а также обеспечить прогнозируемость срока доставки. По данным на начало июля, на компенсацию логистических издержек было выделено 11 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

РЖД-Партнер одним из первых увидел новинки от российских вагоностроителей

Работа Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо» начнется только через неделю, но РЖД-Партнеру удалось одним из первых попасть на территорию, где монтируют железнодорожные новинки для показа.

Электровоз 3ЭС8 «Малахит». Его интерьер украшен малахитовыми узорами. «Малахит», как заявляет пресс-служба РЖД, станет базовой платформой для целой линейки перспективных локомотивов переменного тока 3ЭС11 и двухсистемного 2ЭС12. Все основные компоненты нового грузового электровоза постоянного тока, включая асинхронный тяговый привод, силовое оборудование и интеллектуальные системы управления, разработаны и изготовлены в России, об этом сообщают РЖД. Конструкция локомотива предполагает разгон до скорости в 120 км/час, его мощность 12 тыс. кВт, масса – 300 тонн. Опытный образец презентовали в марте 2022 года. С тех пор машина проходила испытания на кольце ВНИИЖТ и на участке Белореченская – Майкоп. Сертификационные и приемочные испытания продлятся до октября текущего года.

Электровоз создали на заводе «Уральские локомотивы». В трехсекционном исполнении (с дополнительной бустерной секцией) он способен водить грузовые поезда повышенной весовой нормы 7,1 тыс. тонн даже по участкам железных дорог со сложным горным профилем.

На выставке монтируют также пожарный поезд, вагоны для проведения ремонтных работ, выставлен мобильный диагностический комплекс «Спринтер-Интеграл», он изготовлен АО «Фирма ТВЕМА» по заказу ОАО «РЖД». Подвижной состав оснащен дефектоскопическими, путеизмерительными системами, системой пространственного сканирования объектов железнодорожной инфраструктуры, георадиолокационной системой, а также системой контроля параметров контактной сети, железнодорожной автоматики и телемеханики и системой радиосвязи. Данные со всех систем обрабатываются в режиме реального времени и поступают в ЕК АСУИ СДМИ (Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой).

У региональной авиации прибавится флота

В следующем году планируется провести сертификацию типа самолета ТВРС-44 «Ладога». Одновременно продолжается разработка другого воздушного судна Ил-114-300, которое должно занять свою нишу в региональных авиаперевозках. «Ладога» будет развивать крейсерскую скорость до 480 км/ч. Дальность полета с нагрузкой 1,5 т составит 5 тыс. км. «При этом при всем наш самолет сможет с легкостью эксплуатироваться на коротких грунтовых взлетно-посадочных площадках», – рассказал начальник отдела продаж воздушных судов АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) Александр Иванов.

В 2025 году планируется наладить серийное производство ТВРС-44, а с 2026-го начать поставки покупателям, уточнил он. «Ладога» будет иметь быстроконвертируемый салон с 4 компоновками в базе для более рациональной эксплуатации с учетом конъюнктуры авиаперевозок. Это пассажирский вариант на 44 кресла и 1,3 т багажа/груза, 36 мест и 2,2 т, 20 мест и 3,7 т либо полностью грузовой самолет, позволяющий перевозить до 5 т. На сегодняшний день интерес к «Ладоге» проявил ряд перевозчиков. Соглашение о намерениях достигнуты с «КрасАвиа» (на поставку 20 судов), «Аэросервис» (10), «Ангара» (10), «Вологодским авиапредприятием» (5), «Комиавиатрансом» (5), «Алроса» (3). Кроме того, в стадии обсуждения вопрос с «АртАвиа», «ЮВТаэро», «Костромским авиапредприятием». В первый год серийного производства может быть выпущено 15 самолетов ТВРС-44, в последующем завод планирует производить по 25 воздушных судов ежегодно.

Создание «Ладоги» ведется в рамках широкой кооперации с российскими поставщиками компонентов. Например, к работам по системам силовой установки подключены ПАО «Техприбор», ЗАО «Абрис», АО «УНПП Молния». Над маршевой двигательной установкой ТВ7-117СТ-02 работает АО «ОДК-Климов».

Кстати, эта же компания разрабатывает двигатель ТВ7-117СТ-01 для другого турбовинтового самолета – Ил-114-300. Росавиация разрешила эксплуатировать этот агрегат на высотах до 6 тыс. м и на скорости до 550 км/ч. До конца года «ОДК-Климов» предоставит 6 установок для летных испытаний.

Ил-114-300 является модернизированной версией Ил-114. Сертификацию машины первоначально планировалось завершить в 2021 году, а в 2022-м предполагалось вывести в серийное производство (на первом этапе до 12 машин ежегодно). В свое время готовы были выступить стартовым эксплуатантом самолета «Полярные авиалинии» из Якутии. Общая потребность республики в поставках Ил-114-300 до 2030 года оценивалась в 23 ед. Исходя в том числе из предложений региона, разработчиком самолета, кроме стандартной компоновки судна на 64–68 мест, рассматривалась и проектная модель на 52 кресла с расширением багажного отсека. На сегодняшний день создается опытная серия Ил-114-300. «Один из них, оснащенный комплектом двигателей, приступил к аэродромным отработкам и начнет летные испытания после получения соответствующих разрешений. Второй находится в высокой степени готовности в цехе окончательной сборки. В агрегатно-сборочном производстве идет работа над первой партией серийных самолетов», – ранее информировал гендиректор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь.

Сборка самолетов будет осуществляться на Луховицком авиазаводе (входит в ОАК) в Московской области. Также в создании лайнера принимают участие «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», ульяновский «Авиастар», нижегородский «Сокол».

Первопроходцы: как частный бизнес поддержал железнодорожный транспорт

Вышла из печати книга «Первопроходцы. Как частный бизнес поддержал железнодорожный транспорт», подготовленная редакцией журнала РЖД-Партнер. Поводом для ее создания стала 25-я годовщина появления операторов на сети РЖД. Четверть века назад российский частный бизнес призвали вкладывать средства в вагонный парк, курсирующий по сети РЖД, так как к тому времени он уже не мог выполнять необходимый объем работ, не говоря уже о качестве оказываемых грузовладельцам услуг. И это стало отправной точкой для кардинального изменения ситуации в сфере железнодорожного транспорта.

Материалы книги во многом основаны на свидетельствах непосредственных участников тех событий. В ней рассказывается о том, как происходило становление и развитие операторского движения на сети РЖД, трансформировалась железнодорожная отрасль, менялось взаимодействие ее участников, развивалась конкуренция и появлялись новые стандарты в сфере обслуживания клиентов, а также о том, как появление частных компаний-операторов сказалось на развитии смежных отраслей, в частности, вагоностроительной, вагоноремонтной и многих других.

Публичная презентация книги состоится в рамках конференции «Операторский бизнес: четверть века на сети РЖД», которая состоится 21.09.2023 в г. Москве (отель «Золотое кольцо», Смоленская ул., д. 5, организатор – РЖД-Партнер). Каждый делегат конференции получит экземпляр книги «Первопроходцы. Как частный бизнес поддержал железнодорожный транспорт» в качестве подарка.

По вопросам приобретения книги «Первопроходцы. Как частный бизнес поддержал железнодорожный транспорт» обращайтесь в редакцию журнала РЖД-Партнер по электронной почте rasp@rzd-partner.ru или по тел.: +7 (812) 418-34-99.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions