Рабочая группа по транспорту и транспортной инфраструктуре Экспертного совета при правительстве РФ не поддерживает проект обновленной Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года в предложенной редакции.
Такое заключение было выработано экспертами в ходе заседания совета 4 декабря.
Проект обновленной стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года разработан Минтрансом России (действующая редакция документа была принята правительством РФ в 2008 году). Стратегия призвана быть основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов. Именно в данном ключе прошло экспертное обсуждение проекта документа на рабочей группе по транспорту. В ходе заседания был рассмотрен ряд проблемных вопросов, которые могут иметь существенное влияние на устойчивость и эффективность работы железнодорожного транспорта.
По мнению экспертов, в документе имеют место противоречия между общими задачами и целями, обозначенными в Стратегии (опережающие темпы развития, конкурентоспособность, качество, доступность и т. д.), и отсутствием положений, направленных на достижение этих целей.
В частности, целевой показатель по доле отправок, доставленных в нормативный (договорный) срок в 2030 году по консервативному варианту Стратегии снижается с 97 до 93%. В Стратегии не анализируется факт увеличения к настоящему моменту протяженности узких мест по пропускной способности с 8,3 до 10,2 км или на 23%.
«Помимо этого Стратегия не задает планку по скорости доставки: по инновационному варианту нормативная скорость доставки грузовых маршрутных отправок составляет 450 км/сутки, что на 100 км/сутки ниже предусмотренной правилами перевозок грузов скорости. В Стратегии отсутствуют данные по скорости доставки повагонных отправок, охватывающих 2/3 объема погрузки», – отмечает совет.
Новая редакция стратегии предусматривает создание нормативной базы долгосрочного тарифного регулирования и принятие соответствующих решений по уровню тарифов на пятилетний период, внедрение долгосрочного установления тарифов на принципах RAB, внедрение регуляторного (сетевого) контракта. Эксперты считают, что каждое из предложений в отдельности, в отрыве от контекста Стратегии, может оцениваться положительно, однако в сочетании с другими новациями без необходимого уточнения и конкретизации может представлять угрозу развитию железнодорожного транспорта и интересам грузоотправителей.
«Установление госрегулирования тарифов по методу доходности инвестированного капитала (метод RAB) в качестве доминирующего, без надлежащего учета обоснованных издержек и уровня рентабельности, может привести к снижению контроля за текущей себестоимостью услуг перевозки и росту тарифов для грузоотправителей, – сказал Сергей Мальцев, руководитель рабочей группы по транспорту и транспортной инфраструктуре Экспертного совета, председатель совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». – В отличие от электроэнергетики, в которой применение RAB-тарифов является оправданным, в случае проведения неэффективной инвестиционной и производственной политики на железнодорожном транспорте, ошибки в производственной политике будут исправляться или за счет федерального бюджета, или за счет увеличения тарифной нагрузки».
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions