Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank проанализировали влияние кризисов 2009 г. и 2014 г. на российский рынок ритейла и сравнили количество торговых операторов, прекративших свою работу в России в эти периоды. В лидеры антирейтинга попали продуктовые розничные сети и игроки fashion- ритейла.
Согласно данным Knight Frank в 2014-2015 гг. российский рынок покинуло 56 торговых сетей, что на 50% больше, чем в кризис 2008–2009 гг. , когда с рынка ушло 37 сетевых операторов. Большинство покинувших российский рынок ритейлеров относятся к категории торговли продуктами питания: 18 (или 32% от общего числа) из 56 торговых марок, ушедших с рынка в 2014–2015 гг., относились к продуктовым операторам. В прошлый кризис большинство прекративших существование торговых сетей также были продуктовыми магазинами – 14 из 37 (38% от общего числа).
Торговые операторы профиля «одежда» оказались на втором месте после продуктовых ритейлеров по количеству игроков, ушедших с рынка. В 2014–2015 гг. прекратили свое существование 16 брендов (29% от общего числа), в кризис 2008–2009 гг. - 9 из 37 (24% от общего числа).
На третьем месте с большим отрывом от лидеров антирейтинга следуют операторы общепита: за последние 1,5 года (острая фаза текущего кризиса) с рынка ушло 6 сетевых игроков (11% от общего числа). В прошлый кризис операторы общепита не покидали рынок, а третье место по количеству ушедших марок занимала категория «бытовая техника и электроника» (4 оператора).
Текущий кризис 2014-2015 гг. в большей степени затронул иностранных торговых операторов: 34 из 56 ушедших с рынка РФ брендов имеют иностранное происхождение, 8 из них – американские. Для сравнения: в кризис 2008–2009 гг. российский рынок покинуло только 10 иностранных торговых марок.
С начала текущего кризиса практически все торговые сети, присутствующие на российском рынке, сократили количество торговых точек или скорректировали программу развития в сторону сокращения. Некоторые сетевые операторы закрыли в различных регионах РФ более 40 магазинов (Перекресток-Экспресс, Centro, Adidas, Vis-a-Vis). Однако стоит отметить, что зачастую розничные компании закрывали убыточные точки, пользуясь возможностью открыть новый магазин в более привлекательной локации.
Директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольга Ясько,, отметила, что, несмотря на ожидавшееся преобладание fashion-сетей в списке уходящих с рынка торговых операторов, таковыми стали продуктовые сети, причем преимущественно небольшие. «Думаю, что основная причина – невозможность выдержать конкуренцию со стороны сильных федеральных игроков, -- пояснила она. -- Кризис приводит к тому, что потребители начинают снижать потребление, причем товаров даже такой устойчивой группы, как
продукты питания. Поэтому важной становится ценовая конкуренция». По словам О.Ясько, крупным игрокам в сфере ритейла в данной ситуации приходится легче, поскольку они имеют дело с более низким уровнем закупочных цен у производителей (эффект масштаба).
Также О. Ясько отметила, что в отличие от прошлого экономического кризиса текущая ситуация отягощается затянувшимся периодом стагнации, сохранением ограничительных санкций, а также различными законодательными инициативами -- такой, например, как положения «Закона о торговле», ограничивающие присутствие сети в определенном регионе (порог доминирования). «В такой ситуации проблемы с оплатами поставщикам могут появиться у всех игроков, -- констатировала она. -- Но менее крупным ритейлерам решать их гораздо сложнее».
Марина Ермоленко
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions