В рамках форума «Нева-2015» были проанализированы тенденции развития портового сервиса в новых экономических условиях. С их учетом готовятся предложения для Минпромторга по совершенствованию законодательства о свободных портовых зонах.
На Западе в последние годы появилось новое понятие: порты третьего поколения. Их особенность заключается в том, что ранее стивидорные компании и промзоны, создававшиеся вокруг них, развивались по своим планам. Сейчас два вида бизнеса настолько тесно стыкуются друг с другом, что портовые причалы становятся по сути элементом цепочки поставок для производств.
Как пояснил профессор госуниверситета морского и речного флота им. адмирала им. А.С.Макарова Андрей Степанов, примером порта третьего поколения являются порт Гавр, сросшийся с заводскими площадками, которые зависят от поставок энергоносителей и переработкой угля. Другие примеры – порты Марсель Фос, ставший по сути транспортным цехом для ряда предприятий тяжелого машиностроения, и Барселона, выполняющая аналогичную роль для множества малых и средних предприятий, расположенных поблизости от него.
«Надо понимать механизм образования портов третьего поколения: вокруг них производство создавалось на основе анализа логистики грузоперевалки. Изучались внешнеторговые потоки с точки зрения создания к ним добавочной стоимости. Фактически это перехват части экспортных или импортных грузов для создания национального производства», – уточнил А. Степанов.
К сожалению, этот опыт слабо учитывается в России: программы развития морских портов и портовых свободных экономических зон разрабатываются разными министерствами, и слабо стыкуются между собой. Вот почему в российское законодательство необходимо вносить поправки, которые позволят теснее связать портовые свободные экономические зоны с логистикой грузопотоков через морские порты. Именно она должна определять их специализацию. Соответственно необходимо и несколько иная система стимулирования инвесторов.
В противном случае развитие таких зон не решит основную проблему: сделать продукцию, выпускаемую в них конкурентоспособной с зарубежными компаниями. Из-за этого пока развитие ПОЭЗ в РФ пробуксовывает.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions