+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.06.2015 13:16:37
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Кризис на рынке грузовых автоперевозок

В 2015 году автоперевозки грузов в России снизились на 40%, сообщили в Международном союзе автомобильного транспорта. (подробности online)   

Автоперевозчики, желая выжить, снижают тарифы. По оценкам экспертов, их падение в конце весны достигло по некоторым направлениям до 50%. Правда, такой откат наблюдается после некоторого повышения цен, которое было зафиксировано в начале весны. Оно оценивалось примерно в 25%. Примерно на столько же выросли ставки во II 2014 года. Так что теперь откат возвращает расценки на прошлогодний уровень.

Количество прибыльных транспортных компаний продолжает сокращаться, а число убыточных предприятий растет, зафиксировали в Росстате. По итогам первых двух месяцев 2015 года сальдо прибылей и убытков автомобильного транспорта в РФ оказалось отрицательным – 7,3 млрд руб. Спрос на услуги петербургских грузоперевозчиков в первые месяцы 2015 года сократился более чем вдвое, достигнув минимума за последние 5 лет. В частности, за март, по данным «Петростата», крупные и средние компании перевезли всего 129 тыс. т грузов. Проблемы в транспортном секторе грозят проблемами лизинговым компаниям, многие из которых уже сфокусировались на работе с проблемной и просроченной задолженностью.

Причины катастрофического падения рынка — запрет на импорт продовольствия из ЕС и США, а также ограничение на ввоз в РФ промтоваров. Однако самое неприятное, что практика предоставления отсрочек клиентам приводит к тому, что часть оплаты за перевезенные грузы транспортники не получают. А требовать предоплату не получается: сейчас почти все заказчики требуют отсрочки платежа.

По мнению российских игроков, есть другие факторы, которые усугубляют положение владельцев грузовиков. В частности, международные автоперевозки тормозит российская таможня, считает начальник департамента транспортной логистики компании «Трансбизнес» Олег Генин. Проблема в том, что автомобиль могут в любой момент подвергнуть досмотру и надолго затянуть процедуры на границе. В этой ситуации то, по каким правилам грузовик перемещается по российской территории, становится уже не самым главным.

Как считает О. Генин, это общая беда для всех автоперевозчиков – как российских, так и иностранных. Причем сейчас она ощущается особенно остро: санкции против РФ, введенные США и странами ЕС, как и ответные меры России на них, привели к резкому сокращению импорта. В целом грузовая база на международных направлениях сократилась.

Конкуренция заставляет всех пользоваться уловками и нарушать существующие правила. Те, кто ее не выдерживают – вынуждены уйти с обслуживания европейских маршрутов и переключиться на внутренние линии.

Это и объясняет, почему владельцы фур вынуждены или демпинговать, сохраняя цены на уровне 2008 года, или выставлять часть подвижного состава на продажу. В первую очередь распродают фуры, взятые по лизинговым программам. Однако сейчас машины по рыночной цене не покупают. Оба пути ведут к разорению отечественных компаний. В феврале 2015 года прекратили свое существование уже порядка 10 российских компаний, недавно за счет лизинга обновивших свой парк, чтобы соответствовать международным требованиям. Этот процесс, как предсказывали эксперты, не мог остановиться в весной. И сейчас список закрывшихся компаний значительно расширился. Поэтому на европейских маршрутах увеличилась доля зарубежных перевозчиков, у которых сейчас имеется больше ресурсов для того, чтобы пережить кризис.

Ситуацию многие эксперты оценивают как тяжелую. Если часть компаний вынуждена закрываться, то это не значит, что фуры в РФ будут поставлены на прикол. Они будут использоваться на внутреннем рынке по другим схемам. В частности, станет меньше фирм, которые имеют свои стоянки и ремонтные боксы. Появится больше машин, водители которых одновременно являются и их владельцами, и экспедиторами.

Сложившаяся ситуация уводит рынок в тень. Это также ухудшает статистику. Ведь в нее не попадают данные о «частном» извозе – учитывают только перевозки лицензированных автопредприятий. Именно на них и ложится основное бремя убытков. По данным, полученным из крупного логистического центра на Северо-Западе, суммарные расходы легальных автоперевозчиков сегодня выросли почти вчетверо. В эти суммы входит обслуживание лизинга, оплата всех сборов и налогов, затраты содержание инфраструктуры, а также покупка топлива.

Данная ситуация негативно отразилась на логистике: грузовладельцам становится сложнее выстраивать качественные сервисы, если на рынке сокращается список партнеров, способных стабильно и точно в срок выполнять автоперевозки.

Александр Солнцев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions