+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2016 17:20:32
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Экспресс-доставке кризис нипочем

На протяжении 5 лет российский рынок экспресс-доставки показывал положительную динамику. Однако темпы роста год от года сокращались. Каким будет 2016-й для этой отрасли?
 

Онлайн-ритейл поддержал логистов

Основным драйвером роста, несмотря на экономическую рецессию, в сегменте экспресс-доставки эксперты называют развитие интернет-торговли. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting (J&P), российский рынок экспресс-доставки в 2015 году составил 54,6 млрд руб. Наблюдается увеличение зависимости данного сегмента от онлайн-торговли, что объясняется заметным развитием услуг доставки для интернет-магазинов.

Согласно исследованию аналитической компании J’son & Partners Consulting, по итогам 2015-го мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12% и составил $242 млрд. Российский же показывает стабильный рост на 5% в год. По оценкам отраслевых экспертов, основной объем рынка приходится на 8–10 крупнейших игроков. Как отмечают эксперты J&P, в индустрии наблюдается стагнация в B2B-сегменте и замедление темпов роста B2C-сегмента. В 2016-м ожидается небольшое сокращение объемов рынка в связи с экономической обстановкой, пониженной покупательной способностью населения и сокращением темпов роста интернет-торговли в России.

По оценкам экспертов, за 2015 год количество заказов, которые сделали россияне в зарубежных интернет-магазинах, выросло на 75%. «Лидером трансграничной интернет-торговли остается Китай, на магазины которого по итогам прошлого года пришлось 70% продаж. Данное направление сохраняет большой потенциал для деловых взаимоотношений и в будущем», – полагает директор департамента логистики и операций City Express Александр Анзин.

Также стоит отметить, что сегодня возрос интерес и со стороны Китая к российским продуктам. По словам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, у зарубежных клиентов интернет-магазинов сейчас наиболее востребованы российские товары народного потребления. «Список того, что покупают иностранцы через интернет в России, очень велик и еще может быть расширен. В данный момент это в основном продукты питания долгого хранения, например шоколад, рыбные изделия, консервация. Плюс косметика. Кроме того, у иностранных покупателей есть определенный интерес к некоторым российским брендам одежды», – рассказал А. Иванов.

Однако, по его мнению, о наращивании экспорта e-commerce говорить преждевременно. Объем посылочного экспорта, по наблюдениям А. Иванова, хоть и растет, но по-прежнему незначителен. «Он составляет чуть больше 1% от импорта. Для сравнения: в 2014 году за рубеж было отправлено 1,4 млн посылок, в 2015-м, по предварительным подсчетам, – 1,9 млн. При этом объем посылочного импорта составил 75 и 115 млн отправлений соответственно», – комментирует эксперт.

Переход на аутсорсинг добавил работы

Кризис и санкции, без сомнения, повлияли на транспортно-логистическую отрасль, однако кардинальных изменений в этом сегменте бизнеса не произошло. Тем более что специфика деятельности транспортных компаний обязывает оперативно подстраиваться под меняющиеся настроения на рынке. В то же время снижение курса рубля и покупательной способности населения, а также ограничения по импорту заставили участников рынка искать пути оптимизации своей логистики, снижать затраты и находить возможности использования отечественного оборудования, продуктов и сырья.

«Когда нерентабельно содержать собственную службу доставки или же, к примеру, когда на деятельность компании влияет сезонный фактор и объемы заказов резко возрастают, то переход на аутсорсинг – вполне закономерный процесс», – говорит директор по логистике холдинга «РосАгроМаркет» Андрей Филатов. По его словам, обычно на аутсорсинг отдают как доставку небольших партий грузов, так и организацию комплексных поставок под ключ. «В каждом конкретном случае компания считает, что ей выгоднее, и на основе этого принимает решение», – добавляет он.

Директор департамента сборных грузов ООО «Траско» Юрий Чертилов полагает, что на аутсорсинг можно перевести не только доставку грузов, их таможенное оформление, складирование и дистрибуцию, но и в перспективе – внешнее управление складскими запасами и закупками. Как считает руководитель департамента транспортной логистики Pony Express Павел Балакин, если этого потребует рынок, логистические компании могут предложить и более расширенный ассортимент услуг. Например, управление запасами при возвратной логистике.

По словам А. Анзина, крупным игрокам и тем, кто остался на плаву, пришлось пересмотреть свои расходы, значительно сократив издержки. «Таким образом, со снижением деловой активности уменьшилось количество рабочей документации, доставка которой является нашей основной специализацией. Падение в этом сегменте для нас может быть компенсировано в первую очередь развитием сотрудничества с e-commerce», – отмечает он.

Кроме того, эксперт прогнозирует, что ритейлеры, представленные сегодня на российском рынке, будут уходить в электронную торговлю, сокращая затраты на аренду торговых площадей и персонал. Так, согласно статистике, в 2014-м внутренний рынок интернет-продаж в России вырос на 35% по сравнению с предыдущим годом, в 2015-м – на 16%.

Новое слово в экспресс-доставке

Но сегодня активно набирает обороты и еще одна тенденция. Основатель и генеральный директор курьерского сервиса «Пешкарики» Дмитрий Петров считает, что будущее не просто за аутсорсингом, а за краудсорсингом. «Это новая и, на мой взгляд, единственно возможная модель в условиях цифровой реальности. Сегодня в лидерах именно те компании, которые для решения своих задач мобилизуют ресурсы и людей посредством информационных технологий. Это «Яндекс.Такси», «Такси везет», Uber, «АлиЭкспресс», «Озон», eBay. Даже крупнейшие интернет-гипермаркеты на самом деле являются сейчас маркетплейсами», – считает он. По его словам, компании, использующие краудсорсинговые или распределенные ресурсы, рано или поздно станут основными операторами на рынке внутригородской логистики.

Отметим, что первые краудсорсинговые компании по доставке появились в России только в 2013 году, в то время как во всем мире они уже давно завоевали свою аудиторию. Такой подход позволяет экономить на основных статьях расходов: окладе курьеров, содержании парка машин и т. д. «В основном мы доставляем грузы весом от 1 до 10 кг. Как правило, это мелкая электроника, книги, косметика, одежда, игрушки, запчасти и т. п. Отдельно стоит выделить доставку документов. Несмотря на то, что в стране существует электронный документооборот, все-таки основная масса документов по-прежнему доставляется в бумажном виде», – добавляет эксперт.

Меняется рынок, меняется клиент, а следом и компании, предлагающие свои услуги грузовладельцам. Этот процесс обещает быть интересным. А какую выгоду он принесет каждой из сторон, оценить можно будет совсем скоро.

Удастся ли удержаться на плаву?

По прогнозам аналитиков J&P, в текущем году ожидается небольшое падение рынка вследствие продолжающейся экономической неопределенности. По словам коммерческого директора Boxberry Алексея Бездеткина, ограничивающими факторами развития стали стагнация производства, снижение темпов роста реальных доходов населения, а также падение цен на нефть. «Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое. Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки. И в-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка», – комментирует он.

Однако участники рынка единогласно заявляют, что e-commerce остается ключевым драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Более того, по мнению отраслевых аналитиков, у участников рынка есть шанс нарастить свою долю в данном сегменте, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions