– Динар Маратович, на сколько процентов повысилась ставка на контейнерные перевозки в I полугодии 2017 года?
– Средний уровень ставок Шанхай – Москва через deep sea в I полугодии 2017 к I полугодию 2016-го вырос более чем в 1,5 раза.
– Аналитики компании Drewery полагают, что взлет спроса в I квартале 2017-го был связан с желанием грузоотправителей избежать возможных срывов поставок в апреле из-за реструктуризации системы альянсов?
– Реструктуризация системы альянсов происходит не быстро. Поэтому здесь я бы не стал делать ставку на этот фактор.
– С чем было связано заметное увеличение спроса в I квартале?
– Если проанализировать возросший спрос на морские контейнерные перевозки из Азии в европейскую часть России, то в качестве одной из ключевых причин стоит отметить пополнение запасов компаниями на фоне стабилизации курса рубля и других макроэкономических параметров начиная со второй половины 2016 года.
При этом сразу же хочу обозначить риск затоваривания складов производителей и ритейлеров в условиях отсутствия фундаментальных предпосылок роста самой торговли и производства. Объем розничной торговли в России в начале 2017-го, по данным Росстата, снижался незначительно (-0,8% за 5 месяцев 2017 г.), в то время как импорт грузов в контейнерах в I полугодии через Дальний Восток, по нашим оценкам, вырос на 47% и в целом по РФ – на 24%. Реально располагаемые доходы населения резко не выросли. В итоге аномальный рост импорта (завоз товаров для продажи) не был поддержан сопоставимым ростом потребления. Поэтому риск затоваривания складов я оцениваю как высокий. Это означает, что в ближайшей перспективе есть риск охлаждения рынка импорта.
– Пропорциональны ли уровни спроса на контейнерные перевозки и вместимости флота с начала этого года?
– Профицит вместимости на рейде Азия – Европа будет продолжаться. До 2019 года, по оценкам Alphaliner, ожидается рост вместимости на 8% по сравнению с концом 2016-го. Рост будет происходить за счет сегмента флота вместимостью 18–21 тыс. TEU.
– Какое вы видите решение проблемы возникновения дисбаланса между спросом и вместимостью на рынке?
– Решение этой проблемы возможно через повышение информационной прозрачности на рынке, исключения асимметрии информации между его участниками, за счет повышения информационного обмена. Если посмотреть на мультипликатор контейнерного рынка России к прокси ВВП, то там прослеживается четкая закономерность. Когда при малейшем развороте макропараметров в лучшую сторону с некоторым временным лагом значительно прирастает контейнерный рынок (как это было после 2009 г.) и, наоборот, при ухудшении макропараметров с некоторым лагом контейнерный рынок сжимается (как это было после 2014 г.).
Это свидетельствует об инерционности процессов. Компании, к сожалению, склонны экстраполировать текущую ситуации в будущее: в периоды спада рынка – недооценивать будущее, а в периоды подъема – переоценивать дальнейшие перспективы. Полагаю, здесь транспортной отрасли стоит взять пример коллег из других областей. В частности, в ряде отраслей конкуренты обмениваются метаданными. Тем самым они более основательно подходят к задаче прогнозирования совокупного спроса и выстраивают предложение под заданный спрос. Сегодня в транспортной отрасли это не так.
Беседовал Шант Даниелян
Автор: Динар Гайнутдинов, руководитель департамента маркетинга и ценообразования транспортной группы FESCO
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.