+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.03.2022 14:47:09
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Логистика – единственная сложность, которую сейчас не решить импортозамещением

В течение последнего месяца Россия принимает все новые и новые вызовы из-за введенных Евросоюзом и США санкций. Некоторые сложности уже успешно преодолены. Многие другие можно решить посредством импортозамещения. Насколько радужные в этом смысле перспективы у отечественной промышленности, рассказала руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова.
Логистика – единственная сложность, которую сейчас не решить импортозамещением
– Большинство экспертов считают, что в России меньше всего нуждаются в импортозамещении продукты питания. Вы с этим согласны?

– С пищевой промышленностью в России в целом все в порядке. Основа продуктов питания, которые продаются в большинстве федеральных сетей (и не только федеральных), – это все-таки российские продукты. Можно говорить о большом количестве категорий: это мясная и колбасная гастрономия, молочная продукция, бакалея. С овощами и фруктами дела обстоят несколько хуже. Основными поставщиками овощей и фруктов являются в основном наши восточные и южные соседи: Азербайджан, Армения, Узбекистан, Турция. Чаще всего экзотические фрукты и цитрусовые нам поставляет Юго-Восточная Азия, а бананы – Южная Америка. Эти страны лояльно к нам относятся, санкции непосредственно сами не вводят, но часто сталкиваются с характерными для всего мира, а не только для нашей страны проблемами с логистикой. Следствием этого является удорожание товаров и перепады поставок.

– Российские производители, как правило, используют импортные компоненты для изготовления конечного продукта. Будут ли очевидные сложности в этом аспекте?

– Действительно, многие работают на импортных производственных линейках, которые требуют сервиса, запчастей. Зачастую – тоже иностранных. Сервис может оплачиваться в валюте, которая также нестабильна по отношению к рублю. Упаковка и составляющие для ее производства в нашей стране тоже импортные, что оказывает влияние на конечную стоимость продуктов. Но в некоторых категориях можно найти решения. Те линии, которые уже функционируют на производствах в России, смогут обойтись без сервиса какое-то время. Можно будет попробовать перейти на отечественные запчасти. Не исключено, что запчасти для производственного оборудования начнут завозить из каких-то других стран, которые не налагали санкции. Например, азиатские линейки. Не во всех категориях и не для всех продуктов такой вариант будет на 100% верным решением, но для некоторых точно подойдет. К тому же Китай может оперативно подстроиться под новый растущий спрос. К слову, и сами продукты нередко имеют импортную составляющую. Взять, например, закваски для сыра и кисломолочных продуктов. Для них уже есть аналоги в России, в Турции и других странах. Соответственно, можно будет найти подходящие варианты для импортозамещения этого компонента.

– Можете привести примеры удачного импортозамещения в других отраслях промышленности?

– Возьмем российских производителей бумаги. Оставшись без химиката, необходимого для отбеливания бумаги, они сразу же начали усиливать следующие направления собственного производства. Во-первых, они запустили линейку неотбеленной бумаги – так называемой эко-. Во-вторых, они оперативно приступили к поиску новых поставщиков в Китае, Турции, Юго-Восточной Азии. В-третьих, вместе с техническим отделением Северного (Арктического) федерального университета разработали свой химикат, который временно способен заменить западные аналоги. Производители оперативно перестроились и нашли варианты для того, чтобы не останавливаться.

– Насколько быстро перестроятся остальные российские категории?

– Это пока неизвестно. Большое число компаний, в том числе западных, прямо говорят о том, что они не приостанавливают работу в России. По крайней мере, производственные заводы будут поставлять средства первой необходимости. Средства гигиены, бытовая химия, косметика и т. п. продолжат выпускаться в нашей стране. Можно полагать, что эти компании предполагают наладить поставки компонентов, из которых это все изготавливается. Следовательно, единственной сложностью, которую мы сейчас не можем решить импортозамещением, является логистика.

– А как сами западные страны, по Вашему мнению, будут теперь замещать товары, прежде получаемые из России?

– Сразу отмечу, что Европа и США сейчас тоже сталкиваются с одним из крупных транспортных кризисов, а не только с энергетическим кризисом. Проблемы с логистикой коснулись не только России. Очень многие европейские страны, например Франция и Испания, не могут доставить из одного конца в другой грузы (в том числе продовольственные) из-за массовых забастовок транспортников. Основная причина – резкое подорожание топлива. В Европе сейчас бастуют перевозчики, бастуют фермеры. Россия является одним из крупнейших экспортеров зерна в мире. На настоящий момент РФ временно приостановила экспорт зерна куда бы то ни было, даже в дружественные страны, тем самым блокируя возможности параллельного импорта. В то же время Аргентина закрыла экспорт сои. Единственный продукт, поставки которого сегодня никак не ограничены, – это белый рис. Основными производителями и поставщиками риса являются Индия, Китай, Индонезия, Бангладеш. Вполне возможно, что именно рис сможет заместить продукты, экспорт которых оказался временно ограничен. Лидеры по импорту и экспорту риса – Индия, Таиланд, Вьетнам, Пакистан.

– Получается, что в нынешних реалиях почти нет таких продуктов, которые прежде доставлялись из России на Запад и которые можно было бы заместить?

– Там, где наша доля экспорта небольшая (речь про черную икру и водку), США, скорее всего, смогут обойтись без импортозамещения. Российское мороженое продолжат экспортировать в Китай, и США также не станет замещать его импортом. Как правило, те категории товаров, в которых Россия не является крупным импортером, жизненно необходимыми не являются. Это либо элемент роскоши, либо элемент удовольствия. Соответственно, от них будут попросту отказываться. Гораздо хуже обстоят дела с пшеницей, так как в мире аналоги отсутствуют. Такого объема зерна на рынке просто ни у кого нет.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions