+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.12.2023 14:17:09
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

РТУ: экономические споры за деловым завтраком

Особых экономических потрясений до конца 2023 года ждать не стоит, а прогноз на 2024 год – разноплановый. Все зависит от того, как изменится ключевая ставка, как поведет себя потребитель и как быстро участники транспортного рынка смогут договориться. Такой прогноз дали участникам делового завтрака, который организовал и провел РЖД-Партнер в рамках XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», российские экономисты.

РТУ: экономические споры за деловым завтраком
Кадры, нацвалюта, два процентных пункта ключевой ставки

На одного российского безработного, который стоял на бирже труда в октябре 2023 года, приходилось четыре вакансии, на такие данные Росстата ссылаются экономисты. Между тем год назад на сто вакансий приходилось 163 соискателя. То есть год назад право выбора было у работодателя, а сейчас – у того, кого нанимают. Основные бенефициары кадрового голода – промышленный сектор, прокомментировал ситуацию Евгений Надоршин, Евгений Надоршин, главный экономист «ПФ Капитал». В числе проигравших – сектор услуг. В России зафиксирован острый дефицит рабочих, инженеров. «Синие воротнички» в первую очередь ориентируются на уровень заработной платы, отмечают участники делового завтрака. Поэтому они в уходящем году, чтобы утолить кадровый голод, наращивают гонку зарплат. Наиболее значительный скачок и доходов, и дефицит кадров – в регионах.

«Это значит, столичные работодатели переманивает кадры из регионов. И это проблема на 2024 год», – подчеркнул Николай Кульбака, экономист, к. э. н.

Однако сложившаяся ситуация не способствует как росту экономики, так и росту ВВП. На это можно было бы рассчитывать, есть повысить производительность труда. А для этого российские работодатели должны инвестировать в новые технологии.

«Но для России выход на рынки новых технологий закрыт. Те технологии, которые внедряют, – второго и даже третьего уровня, они не могут обеспечить прорыв в производительности труда», – продолжил Н. Кульбака.

Эксперты не исключают, на рынке в 2024 году вырастет спрос и на мигрантов. Правда, нестабильная национальная валюта превратила российского работодателя в менее привлекательного, такое заявление сделал Н. Кульбака.

«Пока в России есть работа для мигрантов. И есть мигранты, которые трудоустраиваются в России. Но интерес падает. Мигранты из Средней Азии едут в Турцию и Юго-Восточную Азию», – добавил он.

Экономика в 2024 году покажет не столь значительный рост экономики, но он, не исключено, будет, пусть даже и небольшой, говорит Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН, д. э. н.

«Начнет сказываться неоднократное повышение ключевой ставки, которая была в 2023 году. Думаю, рост в два процентных пункта будет. Сам Центробанк заявляет о лаге в 4–6 месяцев, после которого начинается явное влияние на рынок роста ключевой ставки. Поэтому негативное влияние роста ключевой ставки появится именно в 2024 году», – отметил Николаев.

Центробанк в настоящее время одновременно и удерживает инфляцию, и поддерживает валютный курс. Последним он не занимался с 2015 года, прокомментировал Н. Кульбака.

«Если честно, то Центробанк не может одновременно удерживать и валютный курс, и инфляцию. Что-то он будет вынужден отпустить», – резюмировал Н. Кульбака.

Если грузоперевозки, то только мультимодальные

В России определяющая роль в грузоперевозках – у железнодорожного транспорта, а этого нет ни в одной из стран мира, в большинстве из них грузы отдают автомобильному транспорту, об этом сказал Н. Кульбака. Эксперт тут же добавил, что речь идет не о сокращении перевозок по железнодорожной сети, а о наращивании доли перевозок автотранспортом. Мультимодальные перевозки – это общий тренд, подчеркнул он.

«Железнодорожный транспорт в одиночку не справится с теми объемами, которые нужны для развития экономики. Мы не можем все возить по железной дороге! И, главное, железнодорожная сеть должна сочетаться с другими видами транспорта», – в этом суждении эксперт не готов мириться с противоположным мнением.

Однако России не удастся преодолеть эту проблему в 2024 году. Более того, если судить по мирового опыту, то рынок будет искать решение ближайшие лет десять.

«Для сравнения – в Америке строили систему автомагистралей 25 лет. Да, сейчас технологии другие, и Россия, возможно, решит этот вопрос быстрее. Но эта цифра необходима, чтобы понимать те объемы дорог, которые нужно построить в ближайшее время», – продолжил Николай Кульбака.

Темпы перевозок автотранспортом уже растут. Причем быстрее, чем растет стоимость топлива, заключил он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions