+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.02.2024 15:35:25
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Пермь, Новокузнецк и Екатеринбург назвали городами-лидерами по качеству общественного транспорта

Такие данные недавно опубликовали в своем рейтинге ГК SIMETRA. Он составлен по данным на конец III квартала 2023 года. Рассказываем подробнее, как составлялся рейтинг и что о его результатах думают эксперты транспортного рынка.
Пермь, Новокузнецк и Екатеринбург назвали городами-лидерами по качеству общественного транспорта
Кто в топе и почему

В 2023 году в рейтинг городов по качеству общественного транспорта впервые вошли 100 городов России. Их сравнивали по 60 расчетным характеристикам, 5 группам показателей и 3 источникам данных, говорится в анонсе рейтинга. Отмечается, что для расчетов учитывались показатели, которые отражают социально-экономические и пространственно-территориальные особенности изучаемых городских территорий, геометрию маршрутных сетей, данные о подвижном составе.

В первой десятке рейтинга, кроме Перми, Новокузнецка и Екатеринбурга, которые занимают лидирующие позиции уже не первый год, оказались также: Нижний Новгород, Казань, Кемерово, Волгоград, Самара, Ижевск и Мурманск.

По данным составителей, Казань и Нижний Новгород в этом списке поменялись местами: столицу Поволжья продвинуло улучшение тарифной системы. В Кемерове тем временем завершились мероприятия транспортной реформы: за счет этого город оказался в топе, а Волгоград завершил основные работы по реконструкции скоростного трамвая. Работа безрельсового электротранспорта увеличилась в объемах, также была пересмотрена тарифная политика. Изменения комплекса общественного транспорта Ижевска дают сбои, поэтому в топе город оказался по одной причине – значительное расширение системы выделенных полос. Мурманск оказался в списке, так как успешно выполнял штатную работу по улучшению системы общественного транспорта, – отметили авторы исследования.

Совместно с экспертами Ассоциации транспортных инженеров составители формировали систему оценки работы транспортных систем городов России, начиная с 2020 года. В 2022 году в Рейтинг на оценку попали 82 города, дополнительно, но вне общего зачета, были включены Москва и Санкт-Петербург. В 2023 году оценивались уже 100 городов.

«Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта – это научное исследование систем общественного транспорта, которое проводится во взаимодействии с администрациями российских городов на основе открытых данных и данных геопространственного анализа», – поясняет в анонсах исследования генеральный директор ГК SIMETRA Владимир Швецов.

Пермь – нравится всем

Эксперты, опрошенные РЖД-Партнером, соглашаются с появлением на первой строчке рейтинга Перми.

«Пермь сейчас действительно отлично справляется с организацией транспортной доступности. В городе обновили подвижной состав, создали единую карту, единый бренд», – комментирует директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов.

С Екатеринбургом же все не однозначно, считает спикер, так как обратная связь от жителей города в социальных сетях показывает, что жалобы есть. Екатеринбуржцы отмечают проблемы в работе общественного транспорта в некоторых районах. Особенно это коснулось северной части города – из-за особенностей застройки и того, что ее разрывает индустриальный пояс.
«Интересно, что при высоких позициях в рейтинге, Екатеринбург демонстрирует колоссальную автомобилизацию. То есть люди там по каким-то причинам все равно отдают предпочтение личным авто, а не общественному транспорту, – уточнил А. Смирнов.

С тройкой лидеров целиком согласен член общественного совета при Ространснадзоре, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов:

«Пермь, Новокузнецк, Екатеринбург – это города лидеры, на мой взгляд. Также на основе своей субъективной оценки я бы включил в число лидеров Улан-Удэ, Архангельск, Северодвинск, Ижевск, Читу и Кемерово. Это города, которые подходят к вопросу повышения эффективности работы транспорта системно. Там не только покупают новые автобусы и бездумно наращивают транспортную инфраструктуру, то есть тратят деньги. В этих городах создают систему управления, нормативно-правовую базу для работы транспорта общественного пользования».

Верить или нет?

М. Якимов уточняет, что мнение о тройке лидеров строит на основе субъективных оценок – высоко ценят транспортную систему в Перми, Новокузнецке, Екатеринбурге люди, которые бывали там и могут сравнить ситуацию с другими городами России. При этом эксперт сомневается, что какие-либо рейтинги возможно составить полностью объективно.

«Не существует каких-либо формализованных методик оценки качества транспортного обсуждения в городах. Никогда не существовало и, скорее всего, не будет, поскольку не существует самого определения «качество общественного транспорта». Конечно, можно оценить отдельные компоненты – выполнение расписания или качество подвижного состава. Но в любом случае агрегировать эти данные можно только на основе субъективных суждений отдельных экспертов. И ценность этих рейтингов, вероятно, можно оценить рекламными возможностями компаний, которые их составляют», – поясняет эксперт свою точку зрения.

По мнению же А. Смирнова, рейтинг полно оценивает текущую ситуацию с системами общественного транспорта в городах.

«Он учитывает и физику, и комфорт, и маршруты, в том числе их задублированность, и подвижной состав – то есть все, что сказывается на качестве оказания услуг и обеспечении доступности и мобильности горожан».

Какие параметры стоит учитывать для корректного составления подобных транспортных рейтингов, РЖД-Партнеру ответил Андрей Попов, заместитель генерального директора Фонда «Транспортные инновации Москвы». По его словам, при оценке качества общественного транспорта стоит учитывать два показателя:

• применение Data-driven подхода в планировании и управлении городским транспортом, который помогает собирать данные о каждом транспортном средстве, обрабатывать, прогнозировать будущее поведение участников дорожного движения и, как следствие, повышать качество управления транспортными потоками. Это позволяет управлять системой исходя из реальной загруженности дорог, а не по устоявшимся регламентам, позволяет внедрять приоритетные проезды для трамваев, автобусов и троллейбусов, оперативно разгружать перекрестки. В Data-driven подходе применяются такие технологии как видеоаналитика, связь по протоколам V2X, обработка больших данных и прогнозная аналитика;

• интеграция мультимодального подхода – комбинирование транспортных средств, расчет общего времени и составления плана поездки помогает пользователю доехать в точку назначения, пройдя минимальное расстояние, в том числе «последнюю милю» пешком. Москва в этом направлении – один из лидеров. И на столицу равняются не только российские города, но и зарубежные мегаполисы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions