Торговлю призывают повысить безопасность
Законодательное регулирование деятельности маркетплейсов обсуждалось в Совете Федерации.
Отмечено, что в последние годы в России динамично развивается рынок e-commerce, растет роль электронных площадок. За последние пять лет ежегодный оборот маркетплейсов вырос в 5 раз, до 1,2 трлн руб. По состоянию на середину 2023 года доля маркетплейсов в общем объеме интернет-торговли превысила 50%.
Вместе с тем, рассказал первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов, сенаторы нередко получают обращения граждан и предпринимателей по вопросам, связанным с работой маркетплейсов.
«Граждане, являющиеся покупателями на данных торговых площадках, нуждаются в дополнительной защите от возможных хищений. Маркетплейсы должны повысить применяемые ими правила безопасности», – заявил советник группы правового обеспечения управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД Андрей Исмакаев.
Развитие e-commerce благоприятно сказывается на формировании единого экономического пространства, обеспечивает возможность приобретения широкого спектра товаров на всей территории РФ, отмечает замруководителя ФАС Петр Иванов. Тем не менее представляется целесообразным рассмотреть вопрос о регулировании маркетплейсов в отдельном федеральном законе, учитывая специфику всех участников рынка, добавил он.
В минувший вторник глава ФАС Максим Шаскольский сообщил о том, что планируется проводить проверки работы компаний-монополистов, в том числе в сфере деятельности маркетплейсов. Ранее вводился мораторий на подобные действия.
Излишняя зарегулированность чревата
У представителей отрасли законодательные инициативы, касающиеся регулирования e-commerce, вызывают настороженную реакцию.
«Объективные данные о сегодняшнем состоянии рынка электронной коммерции совершенно не подтверждают наличие проблем, требующих решений путем ограничения этой деятельности. А последние 5 или 6 инициатив были направлены либо на то, чтобы запретить эту бизнес-модель как класс, либо на то, чтобы уменьшить ее рентабельность», – подчеркивает президент ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
По его словам, сфера e-commerce сама выработала стандарты и подходы, направленные на повышение качества обслуживания, исключение недобросовестных поставщиков товаров и т. п. Есть и обязательные требования, которым должны следовать участники торговли на маркетплейсах. Излишняя зарегулированность электронных площадок может привести к снижению конкурентоспособности российских компаний на внешних рынках, например, в странах ЕАЭС.
Ряд предложений по e-commerce вызывают удивление у представителей отрасли. В частности, предлагалось обязать выдавать товар в пунктах выдачи заказов по паспорту. «Но вы же не идете в магазин за хлебом с паспортом», – недоумевает заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев.
По его словам, в 2020 году у маркетплейса насчитывалось 25 млн покупателей, в 2023-м – 46 млн, при этом растет количество заказов в среднем на человека. Число продавцов, работающих с электронной площадкой, за это время выросло с 40 тыс. до 400 тыс.
«Мы искренне считаем, что объективные данные говорят о том, что мы предоставляем сервис высокого качества, востребованный и людьми-покупателями, и продавцами» – резюмировал А. Минаев.
Вопрос, нужно ли регулирование деятельности маркетплейсов, участники рынка предлагают обсуждать в диалоге с отраслью.
«Мы готовы к этому обсуждению и не отрицаем, что есть определенные провалы рынка, есть проблемы, с которыми надо работать и на которые надо реагировать вмешательством государства», – говорит руководитель по работе с органами государственной власти Wildberries Александр Литвак.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.