+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.03.2024 17:02:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Кадровый голод ведет склады к роботизации

Двенадцатый пакет санкций лишает российский рынок поставок роботов, в законную силу он вступает уже в марте 2024 года. Между тем затраты на автоматизацию складов у российских компаний растут, об этом заявляют все участники рынка складской недвижимости. Динамику стимулирует в том числе и кадровый голод, об этом РЖД-Партнеру рассказывают участники рынка.
Кадровый голод ведет склады к роботизации
Роботы vs люди

3,5 млн роботов эксплуатировали в российских складах к 2021 году. Что в 20 раз меньше, чем на западе, такую оценку дала Всемирная ассоциация робототехники (International Federation of Robotics, IFR). Тогда эксперты оценивали отставание технологий на 5–7 лет. К 2024 году сократить отставание не удалось, в 2024 году склады России больше всего нуждаются в автоматизации всех процессов. Андрей Соколов, директор производственного департамента Boxberry не дает однозначного ответа на вопрос о выборе оборудования для того или иного склада. С его слов, выбор оборудования зависит от специфики бизнеса, для которого арендуется склад. Но главное, подчеркивает эксперт, переход к автоматизации неизбежен, потому что российский складской рынок столкнулся с серьезной проблемой – нехваткой персонала.

«Этому способствовал целый ряд причин, в том числе демографический спад. Растет конкуренция в борьбе за складской персонал, идет демпинг цен в большую сторону», – рассуждает он.

Александр Анкушин, руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг», согласен с коллегой по бизнесу. Но он ссылается не на демографический спад, а на более чем двукратный рост спроса на данные помещения и услуги в 2023 году. В наступившем году рынок складской робототехники вырастет на 20%, прогнозирует Анкушин.

«Помимо экономии на больничных, автоматизация повышает лояльность персонала, потому что автоматизация на современных складах касается не только бизнес-процессов, но и людей: наручные сканеры, гарнитуры с голосовым управлением, умные очки – все это помогает оператору освободить руки (не носить в них гаджеты или бумажные накладные), оптимизирует поиск, – теперь не только сотрудник со стажем работы 2–3 года может найти быстро товар на складе. Точность, скорость – это конкурентные преимущества при сокращении потери товаров и повышении выручки», – рассуждает эксперт.

Эксперт-консультант по оптимизации бизнес-процессов в логистике е-com и производств, директор ООО «Липперт» Сергей Рычагов приводит пример интернет-магазина по оптимизации сборки заказов. WMS-система вызывает сборщиков на маршрут, когда накапливается не менее 100 заказов. Уже на первом этапе производительность вырастает на 32%, а если технологию дополнить инновациями, то рост может быть двукратным.

«При обработке возвратов можно просто положить товар на полку, а возможно его идентифицировать по частоте обращений, и, исходя из информации, положить его либо в дальний сток, либо в ближний. Соответственно, элементарная цифровая обработка данных повышает эффективность товарного запаса, а последующие затраты на разборку товара снижаются», – продолжает он.

Роботы vs санкции

До 2022 года сложно интегрированные линии покупали в странах, которые теперь называют недружественными. Продавец – европейская, японская или американская компании – инсталлировали линии индивидуально, исходя из потребностей и возможностей каждого российского владельца склада. Производители из Китая тоже предлагали технологии российскому бизнесу, говорит Сергей Рычагов.

«Но их предложения вообще не пользовались спросом. К технологиям из Китая было сложное отношение: предлагают дешевле, это да, но нет гарантий качества, гарантий долговечности, и главное – огромная разница по менталитету. У поставщиков из Китая несколько оттенков «да». Кажется, договорились. Но система может работать по-другому: иметь другую длину, не ту грузоподъемность. Деловая этика Китая и России не состыковывается. Европейские партнеры предлагали другой уровень сервиса и на момент монтажа, и на момент гарантийного и постгарантийного обслуживания», – продолжает эксперт.

А в 2022 году рынок изменился под санкционным давлением. А в марте 2024 года мир российских складов и вовсе изменится: двенадцатый пакет санкций лишает российский рынок поставок роботов. Со слов Рычагова, до последнего времени действовали ограничения по запчастям, по группам оборудования определенной номенклатуры, но российские интеграторы ввозили роботов, в марте же все изменится. Роботы пойдут в обход России. Сейчас официально системы управления складом и запасные части к ним приобретают в третьих странах. Но эти сделки – крайне сложные, продолжает Рычагов. С его слов, кран-штабелеры – настолько сложная система, что производитель нумерует каждый элемент. Поэтому ввезти запчасть в Россию без ведома производителя невозможно. Российские компании, которым современные складские технологии необходимы для развития, проявили активность и самостоятельно вышли к китайским производителям с предложением о поставках оборудования и по взаимодействию в процессе монтажа, рассказывает эксперт. Со слов Андрея Соколова, на рынке все же есть отечественные конвейеры, краны-штабелеры и монорельсовые системы, которые комплектуются отечественными деталями. И они в совокупности с отечественным программным обеспечением вполне могут конкурировать с аналогичным китайским оборудованием и ПО.

«Сортировочное оборудование сейчас предлагает только Китай, и составить здесь конкуренцию мы пока не можем. Конечно, есть компании-производители, которые позиционируют себя как отечественные, но фактически они выпускают оборудование, напичканное китайскими деталями. При этом программное обеспечение для этого оборудования нередко создается в России, оно успешно используется и конкурентоспособно по качеству», – говорит Соколов.

Если говорить о ценах, то пока отечественное оборудование не выигрывает у китайского, добавляет он.

«На вопрос о качестве однозначно ответить сложно, мы работали с сортировщиком китайского производства, по качеству оборудование очень неплохое, хотя и не идеальное по сравнению с европейскими аналогами. Но и стоимость отличается в 3–4 раза, здесь китайские производители сортировщиков вне конкуренции. Выбор остается за собственником склада», – заключает Соколов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions