+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.07.2015 13:46:12
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Шаг навстречу единому окну

Конкурентоспособность российских морских портов определяется эффективностью взаимодействия всех участников портового бизнеса. К тому же в российских портах по-прежнему сохраняется громоздкий бумажный документооборот. Однако первый шаг навстречу мировым стандартам уже сделан. С 1 июля Большой порт Санкт-Петербург перешел на информационную систему государственного портового контроля Portcall Marinet, с 7 июля – порт Калининград. Какой порт станет следующим и что даст участникам отрасли данное нововведение?
 

Минус одна программа

С 1 июля 2015 года только через информационную систему государственного портового контроля Portcall Marinet осуществляется прием заявок на приход судов и выход из порта в Большом порту Санкт-Петербург. В Калининградском порту число систем предварительного информирования, куда морские перевозчики и их агенты должны предоставлять информацию, сократилось с 7 июля текущего года. Согласно информационному письму и. о. капитана морского порта Калининград (см. письмо во вложении), 7 июля 2015 года прием заявок на приход судов и выход из порта будет осуществляться только через информационную систему государственного портового контроля Portcall Marinet. Таким образом, количество информационных систем, куда морские перевозчики были обязаны предоставлять информацию о прибытии и убытии судна, сократилось на одно наименование. Теперь систем предварительного информирования будет не три, а одна.

Ведущий специалист TMBC Logistics Ltd Александр Булыгин уверен, что даже такое сокращение операций оптимизирует процессы обработки судов и грузов в портах и при должном использовании системы среди всех участников рынка приведет к более высокой производительности.

Напомним, что в нашей стране предусмотрено поэтапное внедрение режима единого окна при прохождении таможенных процедур, однако, как отмечают эксперты, этот процесс происходит слишком медленно.

Европейские директивы и российские реалии

По словам руководителя рабочей группы координационного совета при комитете Госдумы РФ по транспорту, директора проекта Single Window «Группа Морской экспресс» Владимира Коростелева, сравнивать европейские и российские порты в части оформления прибытия судов – занятие неблагодарное.

«В европейских портах с 2002 года директивно ограничено количество документов, требуемых государственными контрольными органами от морских перевозчиков при прибытии судна в порт и убытии из порта. В соответствии с конвенцией Международной морской организации (IMO) об облегчении международного морского судоходства (конвенция ФАЛ) количество таких документов ограничено восемью при прибытии и шестью при убытии», – рассказывает он.

Еще в 2010 году Европа сделала следующий шаг. Все европейские государства подписали директиву 2010/65/EU, согласно которой до 1 июня 2015 года они обязались внедрить электронные системы подачи сведений о прибытии и убытии судов одновременно всем государственным контрольным органам. При этом количество документов сокращено до одного электронного сообщения в формате международного стандарта ЭДИФАКТ ООН или XML, состав данных которого регламентирован Всемирной таможенной организацией в модели данных WCO Data Model ver.3.


«В России же конвенция ФАЛ ни в Таможенном кодексе, ни в приказах Минтранса России не упоминается. На практике каждый государственный орган самостоятельно определяет объем проверяемых документов и сведений. Именно поэтому в российских портах количество проверяемых при прибытии и убытии судна бумажных документов варьируется от 44 до 77 форм в 3–5 экземплярах каждый. Бумажные документы являются основными и обязательными, но кроме того, их подаче предшествует обязательное занесение морскими перевозчиками (морскими агентами) тех же самых данных в ведомственные информационные системы. Без этого государственные органы бумажные документы на оформление от перевозчиков просто не примут», – рассуждает В. Коростелев.


Скорость обработки грузов в российских портах в ходе прохождения транспортных и таможенных операций сегодня значительно ниже, чем у наших зарубежных соседей. Положение перевозчиков усугубляется тем, что бумажные документы дублируются в электронном виде и сразу в нескольких информационных системах.

Если конкретизировать, то, как отмечают участники рынка, до недавнего времени морские перевозчики, помимо подачи бумажных документов, заносили те же самые данные в четыре ведомственные информационные системы: две – для Минтранса (ИС государственного портового контроля Portcall Marinet и систему Капитана порта СКАП или СПАРДЕК) и две – для таможенной службы («Морской порт» и FillBill).

«В результате последних доработок объединены информационные ресурсы систем Минтранса (Portcall Marinet с системой СКАП). Но остались две информационные системы таможенной службы, и осталось без изменения бумажное море», – подчеркивает В. Коростелев.

По его мнению, сравнивать работу морских агентов в российских портах с практикой европейских портах пока рано. «Сделан существенный шаг вперед, но до механизма единого окна нам еще далеко», – заключает эксперт.

Порты набирают скорость

Также участники рынка отмечают, что выстраивать стратегию развития транспортной инфраструктуры на подходах к портам мешает и отсутствие четкой нормативно-правовой базы. Однако работа ведется и в этом направлении. Так, еще в мае 2014-го правительство РФ утвердило план мероприятий, направленных на улучшение транспортной ситуации в морских портах, согласно которому начались испытания единой информационной платформы «Одно окно в морских портах». Новая программная система Федеральной таможенной службы объединяет импортеров товаров, судовых агентов, администрации морских портов, представителей ФТС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и пограничной службы ФСБ России и позволяет обмениваться электронной информацией в режиме онлайн. Пока проект реализуется в пяти морских пунктах пропуска на объектах пилотной зоны Дальневосточного, Южного и Северо-Западного таможенных управлений. Предполагается, что данное нововведение даст возможность контролировать весь процесс оформления грузов в целом, анализировать деятельность служб, вести статистику. Но главное – такое взаимодействие сократит время пребывания судов в морских портах, а также позволит уйти от бумажных носителей, что в итоге будет способствовать созданию комфортных условий для бизнеса, росту грузооборота и повышению привлекательности морских портов России. В ФТС отмечают, что эксперимент вызвал интерес у зарубежных компаний, которые давно привыкли к использованию предварительного информирования. По мнению заместителя генерального директора по развитию и работе с клиентами логистической компании «Семь» Натальи Ганусовой, предварительное декларирование ускоряет разгрузку судов в портах и способствует более оперативному покиданию грузами территории порта. «Это действенный и конструктивный механизм для ускорения перемещения грузов», – подчеркивает она.


Директор НП «ГПУ ВЭД «Гермес» Роман Козлов считает, что благодаря внедрению данной технологии сократится не только время пребывания в порту, но и стоимость доставки грузов. «Таможня ставит перед собой задачу переключить всех единовременно на систему предварительного информирования на морском транспорте, как это было с автомобильным, но только здесь система несколько сложнее», – полагает он.


Однако это не единственная проблема, с которой сталкиваются участники рынка при организации поставок в международном сообщении. Дополнительные трудности, по мнению Н. Ганусовой, вызывает не только оформление документов. «Нестыковки в расписании могут привести к простою и увеличению стоимости обслуживания в порту. Кроме того, дополнительные погрузочно-разгрузочные работы – это денежные расходы. При этом из-за недостаточного количества необходимой техники и оборудования с перевалкой, например, наливных грузов могут возникнуть сложности», – отмечает она. У морского транспорта есть своя специфика – большое количество участников перевозочного процесса. В их число входят импортеры, перевозчики, контролирующие органы, морские агенты, сюрвейерские компании, складские предприятия и т. д.

Повсеместное внедрение на морском транспорте предварительного информирования и электронного документооборота, конечно, не решит всех вопросов, которые возникают у участников рынка при взаимодействии с портами, но, без сомнения, ускорит процесс обработки грузов.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions