+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.07.2015 14:43:10
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

ПГК проложила путь к модернизации

Ровно год потребовался АО «Первая грузовая компания» (ПГК), чтобы произвести модернизацию с продлением срока службы первых 10 старых вагонов, после вступления в силу нового технического регламента Таможенного союза, запрещающего старый порядок этой операции. Операторская компания не сумела отстоять перед регуляторами возможность продления жизненного цикла вагонов после прохождения планового ремонта. В то же время разработка ТУ для модернизации полувагонов и подготовка разрешающей документации на продление срока службы цистерн и договор с ВРК-2 были положительно оценены собственниками многочисленных отставленных от эксплуатации вагонов.  

Да, много нас

Тем не менее в ПГК продолжают придерживаться взгляда, что старый порядок продления срока службы вагона, который действовал до 2014 года, сегодня также имеет право на существование. По крайней мере на переходный период его допускают в Беларуси и Казахстане, других членах ТС, парк которых может свободно передвигаться по сети РЖД. Эту позицию владелец ПГК Владимир Лисин неоднократно отстаивал в публичных интервью и письме, направленном в адрес премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в середине мая 2015-го.

Операторы даже нашли поддержку в лице заместителя министра юстиции Дмитрия Аристова, который заявил, что по положению о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении, продление после планового ремонта возможно. Кроме того, представитель Минюста раскритиковал Минтранс, отметив, что у него нет полномочий для истолкования законодательства.

Подобного мнения придерживались и другие операторские компании. Например, весной 2015 года «Трансойл» также обратился в департамент технического регулирования и аккредитации ЕЭК с вопросами о применении технического регламента ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Компанию интересовала возможность продления срока службы цистерн по старым правилам.

Председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова отмечает, что политика вытеснения с рынка вагонов старых выпусков и квотирование парков могут привести к сокращению доли рынка таких лидеров отрасли, как ПГК и ФГК, и закрытию ряда мелких и средних компаний – владельцев старых вагонов, что приведет к усилению искусственно поддерживаемых кэптивных компаний, располагающих вагонами новых поколений, а значит, к свертыванию конкуренции на рынке операторских услуг.

Выход найден

ПГК все-таки не ограничивалась только лишь критикой регуляторов за «затягивание разработки и принятия ТУ для модернизации», но занималась и непосредственно их проработкой и лоббированием в технологических и властных инстанциях. В результате к июню 2015 года собственное вагонное депо Грязи, принадлежащее компании, получило сертификат на продление срока службы старых грузовых вагонов вместе с еще тремя вагоноремонтными предприятиями. Все они готовы работать с полувагонами по единым ТУ, что и было публично продемонстрировано ПГК через широкое информирование о заключении договора с ВРК-2 и запуске программы модернизации парка.

Начало таких работ высоко оценили в АО «ФГК», средний возраст вагонов которого превышает 20 лет. «В настоящее время в парке АО «ФГК» находятся около 18 тыс. полувагонов постройки 1988–1994 гг., подходящих для проведения модернизации с продлением срока службы, – сообщил РЖД-Партнеру заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер компании Сергей Порядин. – Мы заинтересованы в модернизации полувагонов с продлением срока службы по предварительной экономически обоснованной стоимости». 

По словам С. Порядина, после окончательного расчета экономической целесообразности проведения процедуры продления срока службы компанией будет принято решение о выполнении работ по модернизации полувагонов на одном из сертифицированных предприятий.

Заместитель генерального директора – главный инженер АО «ПГК» Сергей Гончаров рассказал, что в настоящее время у разных собственников отставлено значительное количество подвижного состава в ожидании принятия ТУ по модернизации цистерн и других специализированных вагонов. При этом он отметил, что для массовой модернизации нужны современные тележки, которыми сегодня располагает только ЗАО «ТСЗ «Титран-Экспресс», реализующее их по достаточно высокой цене. Поэтому рынку будет интересна возможность модернизации тележек старых моделей по упрощенным правилам.

Модернизация vs производство

Одним из аргументов регуляторов и представителей вагоностроительных компаний против упрощения процедуры продления срока службы является противоречие между низким рыночным спросом на вагоны и необходимостью загрузки сборочных цехов у производителей ПС. В ПГК считают, что модернизация и рост продаж новых вагонов никак не связаны между собой.

«С августа 2014 года не было модернизировано ни одного вагона, но этот факт никак не сказался на увеличении продаж новых вагонов, – аргументирует свою позицию С. Гончаров. – Очевидно, что запрет модернизации не приведет к росту покупательной способности операторов».

Увеличить продажи новых вагонов возможно только через повышение доходности существующего парка, что приведет к росту платежеспособности операторов. А государственные преференции для производителей инновационных вагонов в ПГК считают искусственной поддержкой ряда заводов, продукцию которой фактически покупают их собственные кэптивные компании. 

С такой позицией не согласны в ОВК – главном производителе вагонов нового поколения. По мнению первого заместителя генерального директора компании Алексея Соколова, ставки рефинансирования ЦБ и ставки доходности вагонов таковы, что делают выгодной эксплуатацию вагонов, не имеющих кредитной нагрузки, то есть старых. И возможность дальнейшего продления их эксплуатации создает дополнительные преференции для владельцев старого парка. В свою очередь, поднять доходность оперирования возможно только за счет сокращения общего количества парка.

В то же время, по подсчетам аналитического департамента НП ОЖдПС, в 2015 году общее количество подвижного состава и так начало снижаться. За 6 месяцев текущего года, по данным партнерства, списано 28,6 тыс. ед. Оценки агентства INFOLine еще более радикальные – 42 тыс. Быть может, баланс регулирующих мер, рыночного спроса и возможности модернизации старых вагонов наконец поставит точки над i и сможет привести участников рынка к необходимому консенсусу.

Алексей Лебедев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions