+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.08.2015 12:15:49
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

От профицита к дефициту: движение началось?

С последних дней июля и в течение августа 2015 года грузоотправители сообщали о дефиците универсального подвижного состава для перевозки строительных грузов на полигонах нескольких железных дорог, в том числе Октябрьской, Свердловской, Северо-Кавказской и Южно-Уральской. Традиционная сезонная нехватка полувагонов усугубилась влиянием ряда факторов, среди которых и стартовавший в начале августа процесс передачи большей части парка АО «ФГК» под управление ОАО «РЖД».
 

Глазами клиента

По словам грузовладельцев и представителей компаний, аккумулирующих строительные грузы для поставки по контрактам конечным заказчикам, к настоящему моменту клиенты железной дороги не обеспечены универсальным подвижным составом в полной мере.


«Нашим основным партнером была ФГК, обещавшая еще в июле, что передача парка под управление перевозчика пройдет без проблем, – рассказывает начальник логистического департамента ООО «ГК «Евразия» Константин Жуков. – Однако в августе из заявленных 2 тыс. было отгружено около 200 полувагонов собственности этой компании, остальные заявки так и не согласованы, образовавшийся дефицит подвижного состава удалось скорректировать лишь слегка – при помощи других собственников».


По словам еще одного грузоотправителя, в августе заявки на предоставление полувагонов в целом удовлетворялись примерно на 25%. «Задержки при согласовании заявок с ЦФТО составляли до 2 недель, в то время как небольшим операторам на это требовалось 1–2 дня», – поясняет он. «Вагоны теперь надо заказывать через ЦФТО, до передачи парка ФГК под его управление согласование шло день в день, в августе то же самое требовало уже 4–5 суток», – комментирует еще один опрошенный. Таким образом, грузоотправители сочли, что ЦФТО оказался не совсем готов к работе по новой схеме, хотя понятие «новизна» в данном случае является относительным, поскольку 4 года назад данная схема была не только опробована, но и действовала некоторое время.

Новые цены

В создавшейся ситуации у грузоотправителей возникла масса вопросов к представителям ФГК и различных ТЦФТО. Последние, по словам К. Жукова, отвечают на телефонные звонки гораздо охотнее, чем операторская компания, но в основном для того, чтобы согласовать новые цены на предоставление полувагонов, а вовсе не ранее поданные заявки и оговоренные еще с ФГК объемы погрузки, сетует он. Отметим, что ЦФТО серьезно подошел к формированию коммерческих условий работы. В августе клиентам были разосланы ценовые индикативы на сентябрь 2015 года (отклонения от Прейскуранта № 10-01), сформированные для различных видов грузов по всем направлениям перевозок. Согласно документу, по большинству направлений в сегменте транспортировки строительных грузов в сентябре планируется рост цен на предоставление полувагонов на уровне 10%.

Впрочем, ставки повысили не только в ЦФТО. «В период с 25 по 28 июля все операторы хором подняли цены, – рассказывает один из грузоотправителей. – В августе в сегменте перевозок щебня ставки с уровня минус 25–30% от Прейскуранта № 10-01 выросли до минус 15%, в сентябре прогнозируется повышение еще на 10%». В другом регионе ценовую динамику на предоставление полувагонов под щебень описали как рост от уровня минус 10–15% до 5% относительно Прейскуранта № 10-01. Так ли это критично для пользователей? «Для сезона это, конечно, не супервысокая цена, – отмечает грузоотправитель. – Другое дело, что, например, в ТЦФТО не готовы обсуждать условия и говорят, мол, берите что дают».

«Рост ставок – это полбеды, – считает К. Жуков. – Возникла и другая проблема, связанная с финансовыми затратами: в ФГК еще в июле просили нас на август завести максимальный объем ГУ-12, чтобы вагоны подходили вовремя. Мы это сделали, и сейчас висят ГУ на тысячи вагонов, скоро они начнут сгорать, а это в итоге обернется крупными штрафами, которые лягут на компанию».

Кумулятивный эффект

В ОАО «РЖД» считают, что в данной ситуации грузоотправителям все-таки не стоило уповать только на полувагоны ФГК, так как их количество составляет всего 22% от общей численности парка.


«Есть смысл более интенсивно взаимодействовать с другими операторами железнодорожного подвижного состава, – поясняют представители РЖД. – Не исключено, что менеджмент ряда компаний-грузовладельцев допустил ошибки».


Однако грузоотправители уточняют, что в настоящее время сложно получить полувагоны под погрузку строительных номенклатур не только от ЦФТО и ТЦФТО, но и от других операторов подвижного состава. «По нашим сведениям, значительные объемы собственных порожних полувагонов отправлены на Западно-Сибирскую железную дорогу для перевозки угля внутри страны в преддверии отопительного сезона и на экспорт, оживившийся в связи с падением курса рубля», – комментируют они.

Очевидно, что дефицит полувагонов обусловлен рядом факторов, причем рост объемов транспортировки угля, строительный сезон и передача парка ФГК в руки ЦФТО совпали по времени. «Причины такого рода вкупе привели к кумулятивному отрицательному эффекту», – комментирует исполнительный директор Некоммерческого объединения производителей и потребителей природных строительных материалов Владимир Сергеев. По его мнению, свое влияние на ситуацию оказали и последние заявления руководства РФ о предстоящем наращивании количества строительных проектов. «Например, об этом говорили президент РФ во время визита в Крым и премьер-министр, выступая на «Иннопроме-2015» в Екатеринбурге этим летом», – поясняет эксперт.

В Октябрьском ТЦФТО согласились с тем, что без проблем при передаче парка ФГК под управление перевозчика обойтись не удалось. «Переживания грузоотправителей понятны, – говорят представители ТЦФТО. – Но в прошлом году была примерно такая же картина, это сезонный фактор. К тому же в настоящее время ЗапСиб оказался без вагонов и нужно восстановить кольцо так, чтобы вагоны из Сибири приходили на Северо-Запад, а это требует времени».

Перспективы

Интересно, что некоторые грузовладельцы, несмотря на все сложности, готовы продолжать сотрудничество с ЦФТО, рассчитывая, что вскоре все вернется на круги своя. «Мы это уже проходили, поэтому считаем, что ФГК рано или поздно заберет вагоны обратно», – говорят они. Предсказывают даже сроки жизни новой схемы – максимум до октября текущего года.

Причину приверженности к взаимодействию с ФГК грузоотправители объясняют в первую очередь надежностью «дочки» РЖД. «Мы пытались перевести основную часть грузов на других операторов, но опыт показал, что коммерческие компании всегда могут переключиться на более выгодные грузы», – поясняет К. Жуков. Важен и такой момент: по словам грузоотправителей, ставки ФГК пусть и не всегда отвечали рынку, но другие операторы обычно отталкивались именно от них. «Все основные игроки, как правило, давали ценовые условия только после того, как сравнивали их с ценами ФГК, поэтому сейчас могут вырасти ставки на все виды подвижного состава и на все грузы», – считает эксперт.

Итак, похоже, что точка, в которой еще недавно балансировал рынок предоставления универсальных полувагонов, несколько сместилась в сторону операторов железнодорожного подвижного состава. До сих пор последние были не на шутку встревожены переизбытком предложения и недостатком спроса, теперь время беспокоиться наступило и для грузоотправителей. С одной стороны, клиенты категорически не хотят возвращения к дефициту 2011 года, с другой – в целом профицит подвижного состава на сети пока сохраняется, хотя и наметилась тенденция к постепенному снижению численности парка. Выходит, что в настоящий момент главное – никому не делать резких движений, но всем вместе совершенствовать технологии перевозок.

Марина Ермоленко
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions