Грузооборот и объемы автоперевозок осенью продолжили снижаться. Рынок с трудом адаптируется к меняющимся экономическим условиям.
Автоперевозки не могут набрать скорость
В сентябре грузооборот автотранспорта, по данным статистики, составил 21,7 млн т-км, что ниже того же месяца 2014-го на 4,5%. Таким образом, за 9 месяцев текущего года падение оказалось на уровне 6,1% к аналогичному периоду 2014-го.
Еще слабее показатели по объемам перевозок в РФ: в сентябре предприятиями коммерческого транспорта было перевезено 474,2 млн т грузов, что на 8,9% меньше того же месяца прошлого года. За 9 месяцев 2015-го соответственно этот показатель снизился на 9,7%. В октябре, по предварительным оценкам, динамика спада грузооборота и объемов перевозок сохранилась примерно на том же уровне, что и в сентябре.
По данным ассоциаций автотранспорта, сокращение грузовой базы международных перевозок продолжилось за счет импорта. «Правда, той части компаний, которой удалось эффективнее работать на международных маршрутах, удалось стабилизировать объемы перевозок», – отметил глава постоянного представительства IRU в Евразии Дмитрий Чельцов.
В целом, по данным исполнительного директора Союза автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада Ирины Метель, переизбыток тоннажа, соответствующего международным стандартам, в европейской части РФ только усилился. Увеличилась и доля парка машин, которые собственники не смогли продать по выгодной цене и были вынуждены переключить в наиболее доходный сегмент – обслуживание междугородних маршрутов сетевых торговых компаний, что, в свою очередь, оказало давление на доходность региональных игроков.
Второй фактор, который негативно повлиял на грузооборот и объемы перевозок нынешней осенью, уже на внутреннем рынке – активизация борьбы Ространснадзора с выездом на федеральные трассы большегрузных машин с перевесом. Из-за этого под удар попали опять-таки некоторые региональные игроки, считает председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Часть грузов ушла на железную дорогу
Неразбериха в период, предшествовавший введению платы за 12-тонники, в ряде регионов несколько повысила интерес предприятий к отправкам части продукции в железнодорожных вагонах вместо большегрузных автомобилей. Этим попытались воспользоваться на российских железных дорогах. И там, где стали искать варианты, выгодные для клиентов, отправляющих сравнительно небольшие партии товаров, смогли выстроить конкурентные схемы перевозки.
В частности, по словам начальника отдела управления агентской сетью Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Сергея Дорохина, за последнее время в Башкирском АФТО удалось переключить с автомобильных на железнодорожные перевозки 369 вагонов, или 23,6 тыс. т груза.
По его словам, оферты договоров с предложением организации перевозок грузов железнодорожным транспортом были направлены 11 потенциальным клиентам, допустившим превышение весовых параметров при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального и муниципального значения. В итоге часть грузопотоков удалось переключить на железную дорогу.
Другой пример: Северо-Кавказский логистический центр участвовал в разработке на полигоне СКЖД программы перевозок грузов по графику с фиксированным временем отправления и прибытия. При этом внимание было уделено планированию работы погрузочно-разгрузочной техники как в пункте отправления, так и в пункте выгрузке продукции. Это положительно повлияло на конкурентоспособность железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным.
Однако подобных примеров пока не так много. В дальнейшем увеличение стоимости дальних автоперевозок, связанное с взиманием платы с владельцев 12-тонных машин, как полагают эксперты, может быть достаточно быстро нивелировано ростом тарифов железнодорожных операторов. В таком случае эффект переключения части грузопотоков, перевозимых в универсальном подвижном составе, который наблюдался в последние 2 месяца, может оказаться кратковременным.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions