– Юрий Александрович, в 2018 году по объемам грузоперевалки российские морские порты вновь показали высокий результат. Успевают ли они наращивать производственные мощности пропорционально динамике грузопотоков?
– Грузооборот морских портов России, пожалуй, единственный макроэкономический показатель, который пребывает в зеленой зоне вот уже четверть века. Напомню, что в прошлом году грузоперевалка выросла более чем на 3,8% и составила 816,5 млн т, что почти в 8 раз превышает показатели кризисного для наших портовиков 1994 года и более чем вдвое – объем перевалки грузов всеми морскими портами СССР в 1990-м. Такой результат, наверное, можно объяснить совпадением интересов и объединением усилий и ресурсов государства и бизнеса по развитию этого сегмента экономики и одной из важнейших систем транспортного комплекса.
В теме о темпах наращивания портовых мощностей много нюансов. Пока к этому показателю у нас особых претензий нет. Сегодня загрузка морских портов страны составляет порядка 78%, то есть свободных мощностей хватает. Необходимо использовать имеющиеся ресурсы эффективно. По прогнозам, к 2022 году загрузка мощностей может возрасти до 82–84%. При этом будут введены в строй новые терминалы. И этот показатель учитывает тот потолок, который поднимется благодаря появлению дополнительных портовых комплексов. То есть и тогда резерв будет. Другое дело, что по ряду направлений мы ощущаем дефицит специализированных мощностей.
– Как развивались морские порты в прошлом году, какие проекты следует отметить?
– Завершены работы по II этапу строительства портового оградительного сооружения акватории Южного района МТП Усть-Луга. Началось строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском. Выполнены работы по техническому перевооружению целого ряда систем управления движением судов (СУДС), которые являются важнейшим звеном для обеспечения безопасности мореплавания в портовых акваториях. Модернизированы СУДС портов Керчь и Сочи, объекты глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Севастополя, а также региональной СУДС Финского залива (II этап). Окончена реконструкция береговой радиостанции НАВТЕКС (передает навигационные и метеорологические предупреждения) порта Холмск. В целях формирования инфраструктурных условий для ускоренного развития Дальнего Востока идет работа и в ряде других морских портов.
– Что делается для развития инфраструктуры Севморпути?
– Стоит напомнить, что в соответствии с майским указом президента России грузопоток по Севморпути должен быть увеличен к 2024 году до 80 млн т. Соответственно утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В решение задачи наращивания грузопотока по трассе вовлечены федеральные проекты «Северный морской путь» и «Морские порты России» Как составляющие комплексного плана развития, в профильной части они нацелены на увеличение мощности морских портов Арктического бассейна, строительство ледоколов и обеспечивающего флота. Основными ответственными исполнителями выступают ГК «Росатом» и Минтранс России. При этом в соответствии с ФЗ № 525 от 27.12.2018 г. идет перераспределение ряда полномочий в сфере функционирования СМП с переходом к «Росатому» ответственности за развитие инфраструктуры Севморпути и морских портов, расположенных в его акватории.
По итогам работы за 2018 год грузооборот морских портов Арктического бассейна по сравнению с 2017-м увеличился на 26,4%, до 92,7 млн т. Анализ грузооборота по направлениям показывает, что основная доля перегрузки приходится на экспорт – 88,7%, импорт составил 8,5%, каботаж и транзит – лишь 1,8 и 1% соответственно. Из указанного объема морскими портами, расположенными в акватории Севморпути, прошло около 20 млн т.
На данный момент самым масштабным по объемам работ и финансирования в Арктике и не имеющим аналогов в мировой практике является строительство терминала АО «Ямал СПГ» (дочерняя компания ПАО «Новатэк») совместно с ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сабетта. Проект реализуется с 2012 года и уже стал мощным драйвером развития транспортных проектов на Севморпути и в прилегающих частях Арктического бассейна.
Общий объем финансирования составляет более 105 млрд руб. и осуществляется как из федерального бюджета, так и за счет средств инвестора. На бюджетные деньги там были построены морской и подходной каналы общей длиной 54,5 км, северо-западное и глубоководная часть юго-восточного ледозащитного сооружения, приведена в порядок акватория морского порта и выполнены гигантские объемы работ по дноуглублению. В опытную эксплуатацию переданы объекты систем обеспечения безопасности мореплавания: контрольно-корректирующая станция, береговая радиостанция НАВТЕКС, система управления движением судов, радиостанции Глобальной морской системы связи.
Комплексным планом предусмотрен ряд крупных портовых проектов, реализуемых в акватории Севморпути, в том числе строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» (удаленный терминал морского порта Сабетта), а также реконструкция морского канала в Обской губе.
Только что стало известно о поручении президента России предусмотреть в бюджете 2021–2022 гг. средства на финансирование этого проекта. Государство подтверждает свою нацеленность на приоритетное развитие Арктического бассейна и акватории Севморпути. Очевидно, что в дальнейшем прирост портовых мощностей Арктической зоны будет осуществляться в основном за счет строительства новых удаленных терминалов (в том числе расположенных в акватории Севморпути) и перегрузочных комплексов существующих морских портов, таких как Сабетта.
– Как можно охарактеризовать навигацию-2018?
– В прошлом году она прошла в непростых, хотя и не самых экстремальных условиях. Исходя из объемов финансирования на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, качественный состав и параметры судовых ходов, сроки действия средств навигационной обстановки и пропуска судов через шлюзы были установлены на уровне 2017 года.
Это позволило обеспечить протяженность судовых ходов с гарантированными габаритами почти в 50 тыс. км. Протяженность судовых ходов с круглосуточным движением судов составила 38,3 тыс. км.
– Каким был объем дноуглубительных работ?
– Выполненные в прошлом году объемы путевых работ на водных артериях страны позволили обеспечить установленные гарантированные габариты судовых ходов на протяжении всего периода навигации и безопасность судоходства.
В 2018-м, в рамках выполнения госзадания, объем дноуглубления составил 22,8 куб. м. По плану на 2019 год этот показатель должен быть около 24 млн куб. м.
Беседовал Андрей Лазарев
(Полный текст интервью о финансирование проектов портового развития, дноуглублении, программе развития Севморпути, обновлении отечественного флота и итогах навигации 2018 года – читайте в №7 от 2019 г. журнала «РЖД-Партнер»)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.