+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.04.2019 16:42:45
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Четверть века в зеленой зоне

Какие условия созданы в России для развития морских портов и почему судам сложно конкурировать с другими видами транспорта? эти и другие актуальные вопросы мы задали заместителю министра транспорта РФ – руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта Юрию Цветкову.
Четверть века в зеленой зоне
– Юрий Александрович, в 2018 году по объемам грузоперевалки российские морские порты вновь показали высокий результат. Успевают ли они наращивать производственные мощности пропорционально динамике грузопотоков?

– Грузооборот морских портов России, пожалуй, единственный макроэкономический показатель, который пребывает в зеленой зоне вот уже четверть века. Напомню, что в прошлом году грузоперевалка выросла более чем на 3,8% и составила 816,5 млн т, что почти в 8 раз превышает показатели кризисного для наших портовиков 1994 года и более чем вдвое – объем перевалки грузов всеми морскими портами СССР в 1990-м. Такой результат, наверное, можно объяснить совпадением интересов и объединением усилий и ресурсов государства и бизнеса по развитию этого сегмента экономики и одной из важнейших систем транспортного комплекса.

В теме о темпах наращивания портовых мощностей много нюансов. Пока к этому показателю у нас особых претензий нет. Сегодня загрузка морских портов страны составляет порядка 78%, то есть свободных мощностей хватает. Необходимо использовать имеющиеся ресурсы эффективно. По прогнозам, к 2022 году загрузка мощностей может возрасти до 82–84%. При этом будут введены в строй новые терминалы. И этот показатель учитывает тот потолок, который поднимется благодаря появлению дополнительных портовых комплексов. То есть и тогда резерв будет. Другое дело, что по ряду направлений мы ощущаем дефицит специализированных мощностей.

– Как развивались морские порты в прошлом году, какие проекты следует отметить?

– Завершены работы по II этапу строительства портового оградительного сооружения акватории Южного района МТП Усть-Луга. Началось строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском. Выполнены работы по техническому перевооружению целого ряда систем управления движением судов (СУДС), которые являются важнейшим звеном для обеспечения безопасности мореплавания в портовых акваториях. Модернизированы СУДС портов Керчь и Сочи, объекты глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Севастополя, а также региональной СУДС Финского залива (II этап). Окончена реконструкция береговой радиостанции НАВТЕКС (передает навигационные и метеорологические предупреждения) порта Холмск. В целях формирования инфраструктурных условий для ускоренного развития Дальнего Востока идет работа и в ряде других морских портов.

– Что делается для развития инфраструктуры Севморпути?

– Стоит напомнить, что в соответствии с майским указом президента России грузопоток по Севморпути должен быть увеличен к 2024 году до 80 млн т. Соответственно утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В решение задачи наращивания грузопотока по трассе вовлечены федеральные проекты «Северный морской путь» и «Морские порты России» Как составляющие комплексного плана развития, в профильной части они нацелены на увеличение мощности морских портов Арктического бассейна, строительство ледоколов и обеспечивающего флота. Основными ответственными исполнителями выступают ГК «Росатом» и Минтранс России. При этом в соответствии с ФЗ № 525 от 27.12.2018 г. идет перераспределение ряда полномочий в сфере функционирования СМП с переходом к «Росатому» ответственности за развитие инфраструктуры Севморпути и морских портов, расположенных в его акватории.

По итогам работы за 2018 год грузооборот морских портов Арктического бассейна по сравнению с 2017-м увеличился на 26,4%, до 92,7 млн т. Анализ грузооборота по направлениям показывает, что основная доля перегрузки приходится на экспорт – 88,7%, импорт составил 8,5%, каботаж и транзит – лишь 1,8 и 1% соответственно. Из указанного объема морскими портами, расположенными в акватории Севморпути, прошло около 20 млн т.

На данный момент самым масштабным по объемам работ и финансирования в Арктике и не имеющим аналогов в мировой практике является строительство терминала АО «Ямал СПГ» (дочерняя компания ПАО «Новатэк») совместно с ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сабетта. Проект реализуется с 2012 года и уже стал мощным драйвером развития транспортных проектов на Севморпути и в прилегающих частях Арктического бассейна.

Общий объем финансирования составляет более 105 млрд руб. и осуществляется как из федерального бюджета, так и за счет средств инвестора. На бюджетные деньги там были построены морской и подходной каналы общей длиной 54,5 км, северо-западное и глубоководная часть юго-восточного ледозащитного сооружения, приведена в порядок акватория морского порта и выполнены гигантские объемы работ по дноуглублению. В опытную эксплуатацию переданы объекты систем обеспечения безопасности мореплавания: контрольно-корректирующая станция, береговая радиостанция НАВТЕКС, система управления движением судов, радиостанции Глобальной морской системы связи.

Комплексным планом предусмотрен ряд крупных портовых проектов, реализуемых в акватории Севморпути, в том числе строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» (удаленный терминал морского порта Сабетта), а также реконструкция морского канала в Обской губе.

Только что стало известно о поручении президента России предусмотреть в бюджете 2021–2022 гг. средства на финансирование этого проекта. Государство подтверждает свою нацеленность на приоритетное развитие Арктического бассейна и акватории Севморпути. Очевидно, что в дальнейшем прирост портовых мощностей Арктической зоны будет осуществляться в основном за счет строительства новых удаленных терминалов (в том числе расположенных в акватории Севморпути) и перегрузочных комплексов существующих морских портов, таких как Сабетта.

– Как можно охарактеризовать навигацию-2018?

– В прошлом году она прошла в непростых, хотя и не самых экстремальных условиях. Исходя из объемов финансирования на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, качественный состав и параметры судовых ходов, сроки действия средств навигационной обстановки и пропуска судов через шлюзы были установлены на уровне 2017 года.

Это позволило обеспечить протяженность судовых ходов с гарантированными габаритами почти в 50 тыс. км. Протяженность судовых ходов с круглосуточным движением судов составила 38,3 тыс. км.

– Каким был объем дноуглубительных работ?

– Выполненные в прошлом году объемы путевых работ на водных артериях страны позволили обеспечить установленные гарантированные габариты судовых ходов на протяжении всего периода навигации и безопасность судоходства.

В 2018-м, в рамках выполнения госзадания, объем дноуглубления составил 22,8 куб. м. По плану на 2019 год этот показатель должен быть около 24 млн куб. м.

Беседовал Андрей Лазарев

(Полный текст интервью о финансирование проектов портового развития, дноуглублении, программе развития Севморпути, обновлении отечественного флота и итогах навигации 2018 года – читайте в №7 от 2019 г. журнала «РЖД-Партнер»)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions