+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.03.2024 17:43:21
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Доводят операторов до агрессии, и всех участников перевозок – до претензии и судов: чем «болеют» ж/д перевозки

В 2023-м и с начала 2024 года РЖД работают по схеме установления рекордов. Но проблем на сети от этого меньше не становится: ситуация скорее ухудшается, считает Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Влияют и увеличение работ на Восточном полигоне, работа ДМЗИ и СКПП, ПНД. Все это – элементы в цепочке конфликтов между грузоотправителями, которые не могут предъявить необходимые грузы к перевозке, а также сталкиваются с увеличением сроков доставки, операторами и перевозчиком. О проблемах на сети, которые чаще всего за последний год становились поводом для претензий и судебных разбирательств (или претендуют на то, чтобы ими стать!), П. Иванкин подробно рассказал на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций».
Доводят операторов до агрессии, и всех участников перевозок – до претензии и судов: чем «болеют» ж/д перевозки
Претензии и их причины

Невозможность загрузить на сеть все необходимые грузы и увеличение сроков доставки стояли на передовой среди вопросов, требующих урегулирования, в 2023 году. У самого же ОАО «РЖД» судебные споры нередко связаны сейчас с соблюдением технологий того подвижного состава, производители которого ушли из России после 2022 года, констатирует спикер.

«Это касается поездов «Аллегро», «Ласточек», «Сапсанов». Сейчас и зарубежная сторона, и наша принимают решения, которые сильного влияния друг на друга не имеют. За счет того, что ведется активная работа по импортозамещению, пока можно предполагать, что ухудшений в плане подвижного состава, в плане безопасности мы не увидим, в сравнении с авиаотраслью, где количество отказов технических средств растет», – комментирует П. Иванкин.

Еще одна проблема, которая аукается всем, – брошенные поезда на сети. В РЖД по итогам 2023 года, продолжает эксперт, отчитались, что основная причина тому – «плохое качество ремонта и технических работ, которые проводят локомотивостроительные организации в рамках контракта жизненного цикла». П. Иванкин соглашается, что проблема здесь действительно скорее в плохом качестве работ, а следствием будет выход в открытую судебно-претензионную плоскость.

Штрафы за сверхнормативный простой – тоже одна из, так скажем, трендовых причин для споров между операторами, грузовладельцами и железной дорогой. Несмотря на то, что здесь имеется много решений, сформировалась большая практика, проблема остается. Диссонанс в отношения участников перевозок в основном вносит тот нестабильный ритм, в котором работает инфраструктура железных дорог, говорит эксперт семинара. Самыми активными, и даже агрессивными в этом вопросе оказались операторы, которые, несмотря на высокие ставки, занимают все более жесткую позицию по взысканию сверхнормативного простоя – «Вагоны стоят дорого».

Если говорить о будущем перевозок, то их участникам, а вместе с ними и юристам стоит обратить внимание на договоры «вези или плати» (take-or-pay) – механизм, к которому, отмечает спикер, все равно в скором времени система придет: «На подписи находится паспорт проекта по БАМу-3, в котором четко говорится, что с основными грузовладельцами будут заключаться договоры именно плана «вези или плати», за счет того, что БАМ-3 – проект без участия государства».

Причиной споров может становиться и ДМЗИ. Но здесь удачный момент: в 2024 году еще есть возможность обратиться в ЦФТО и донести свои предложения – система донастраивается, уточняет П. Иванкин. А вот относительно действия ПНД о позитиве говорить сложно:

«Мы наблюдаем дефицит инфраструктуры: Восточный полигон в этом состоянии будет находиться еще долго. Он дает сильный негатив в части организации эксплуатационной работы, что приводит к ситуациям с перепростоями, брошенными поездами и т. д.».

Меняются ли претензии с годами?

Как отмечает П. Иванкин, нельзя сказать, что актуальные вопросы, касающиеся претензионной работы в ж/д перевозках, за последние годы сильно изменились. Чаще всего споры возникают из-за просрочки доставки грузов, качества перевозок.

Но некоторые перемены в топах претензий все же меняются или имеют волнообразный эффект.

«Среди жалоб было навязывание продления сроков доставки. Сейчас эта тема сильно не педалируется с обеих сторон. Она есть, но, видимо, не такая больная, хотя раньше грузовладельцы об этом говорили громко на всех площадках. За последние два года ухудшилась ситуация с брошенными поездами. До 2018 года это тоже наблюдалось, потом было затишье, теперь мы к этому вопросу возвращаемся», – говорит эксперт.

Он подчеркивает, уже обращаясь к ретроспективе, что за последние десять лет операторы действительно стали вести себя более агрессивно в части взыскания сверхнормативного простоя:

«Мы видели интересные кейсы, когда чуть ли не контроль над предприятиями операторы умудрялись получать».

Что же делать?

Совершенствовать нормативную базу, дает ответ П. Иванкин, что касается и Устава, и закона о железнодорожном транспорте, и в том числе правил перевозок грузов. РЖД активно работают в этом направлении, планируется пересмотреть много нормативных актов, но здесь важно движение и со стороны других сторон процесса.

«Грузоотправители тоже должны дать свое мнение, площадки для этого есть. Если этого не делать, то инициатива отдается РЖД, у которых есть определенный карт-бланш со стороны Минтранса. Но есть и правительственная комиссия по транспорту, и совет потребителей, которые могут что-то притормозить, заблокировать», – советует эксперт.

Отношения операторов и грузовладельцев – самый острый вопрос, который также требует ответов и решений. И в ближайшие годы их поиски (ответов и решений) будут активно вестись, в том числе в судах.

«Для юридических компаний это будут хорошие доходные года», – отметил спикер.

Добавим, что в деловом семинаре также участвовали несколько опытных юристов, которые рассказали о том, как обозначенные П. Иванкиным проблемные моменты рассматриваются судами: были и реальные кейсы из юридической практики, и предметные ответы на вопросы аудитории.

Выступления спикеров делового семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», прошедшего 28 марта. в Москве (в офлайн и онлайн-форматах), вылились в живую дискуссию с участниками и вызвали массу вопросов, которые касались как конкретных ситуаций, возникших при грузовой работе и взаимодействии с перевозчиком и операторскими компаниями, так и усовершенствования правовой базы, определяющей порядок взаимодействия участников перевозочного процесса в целом.

Компании, которые не смогли принять участие в прошедшем семинаре, могут приобрести электронный пакет участника: полную видеозапись мероприятия с комментариями экспертов и юристов, презентации спикеров и дополнительные материалы. Для приобретения материалов семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций» обращайтесь по эл. почте: conf@rzd-partner.ru или по тел.: + 7 (812) 418-34-99.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions