Всю свою жизнь я провел, работая в сфере пассажирских авиаперевозок, с инвесторами и банками. И я полагаю, что следует задаться вопросом, а является ли бизнес-модель Emirates, с учетом всех этих госсубсидий, устойчивой? Рассмотрим факты:
- Исполнительный директор и президент The Emirates Group Шейх Ахмед бен Саид Аль Мактум - дядя нынешнего правителя эмирата Дубай шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума. Он также президент Департамента гражданской авиации эмирата Дубай и крупнейшего банка. Как только авиакомпании требуется заем, она его получает.
- Emirates полностью контролирует своих работников - от комендантского часа в общежитиях до оттенка красной помады стюардесс. Жуть!
- В некоторых регионах Emirates испытывает спад, в 2016 году доходы компании снизились впервые за десятилетие, и прогнозы тревожны.
Авиакомпании American Airlines, Delta Air Lines и United Airlines доказали, что ближневосточные правительства выделяют госсубсидии своим авиакомпаниям. Авиакомпаниям США потребовалось несколько лет, чтобы найти доказательства тому, что как минимум $50 млрд было выделено в качестве поддержки. У американцев получился действительно сильный кейс. Они раскопали, что бухгалтерский учет ОАЭ не соответствуют международным стандартам (IFRS), невозможно действительно определить, что происходит, глядя только на годовой и другие финансовые отчеты, опубликованные в Дубае.
Экспансия Emirates растет только потому, что госсубсидии позволяют авиакомпании буквально захватывать рынки, отправляя самолеты большей вместимости, что снижает цены на перелет. Да, сегодня это хорошо для пассажиров, но полностью разрушает экономику в дальнесрочной перспективе.
Отрасль США выиграла от 120 соглашений правительства по Открытому небу, но ОАЭ и Катар, а следовательно и их авиакомпании, нарушают условия договоренностей своими госсубсидиями.
Я надеюсь, что президент Трамп увидит, насколько серьезны эти нарушения и примет меры, чтобы обеспечить соблюдение наших торговых соглашений и создание честной конкуренции.
Кстати, Emirates - не единственный ближневосточный перевозчик, далекий от нормальной экономической реальности. Недавно я встретил друга, который работал исполнительным директором в Air Berlin, когда Etihad купила 30% немецкой компании. Друг рассказал, что однажды он разговорился с топ-менеджером Etihad, который прямым текстом заявил, что "основная цель - сделать Etihad лучшей авиакомпанией в мире", а уже потом, если получится, экономически эффективной.
Автор: Роб Бриттон, профессор школы бизнеса в Джорджтаунском университете
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.